Конструкция GeForce RTX 50 Founders Edition

Возросшее тепловыделение видеокарт старшего сегмента потребовало нового подхода для качественного охлаждения. Референсные видеокарты прошли эволюцию от турбинной конструкции к варианту с двумя осевыми вентиляторами. В серии GeForce RTX 30 вентиляторы уже были размещены с двух сторон для лучшей продуваемости. В новой серии нам предлагают конструкцию с двумя большими осевыми вентиляторами и со сквозными отверстиями с обратной стороны.

Длина эталонной версии GeForce RTX 5090 лишь 30 см при ширине 14 см и толщине 4 см, масса 1,8 кг. И это весьма удивительно для продукта с мощностью в 575 Вт. Причем это самая компактная версия GeForce RTX 5090, которая единственная подходит для малогабаритных корпусов SFF.

Фотографии GeForce RTX 5090 Founders Edition от TechPowerUp

Конструкция новых видеокарт в исполнении NVIDIA предусматривает наличие в центре компактной платы с плотным монтажом элементом. Со стороны чипа и микросхем памяти устанавливается радиатор с большой испарительной камерой и толстыми тепловыми трубками. В качестве термоинтерфейса используется жидкий металл. Трубки несут не себе два больших радиаторных блока, которые из-за отсутствия платы свободно продуваются крупными вентиляторами. Все пространство внутри кожуха занимает радиатор, и дополнительный радиатор накрывает обратную сторону платы.

Такая система охлаждения со сквозным продувом оказывается весьма эффективной внутри современного корпуса с правильно организованным воздушными потоками.

 

Фотографии GeForce RTX 5090 Founders Edition от TechPowerUp

Новый флагман GeForce RTX 5090 компактнее предшественника GeForce RTX 4090 и меньше всех вариантов в исполнении партнеров. Топовые версии от ASUS и других производителей имеют толщину до четырех слотов и оснащены четырьмя вентиляторами.

GeForce RTX 5090 Founders Edition в сравнении с GeForce RTX 4090 Founders Edition

Конструкция эталонной GeForce RTX 5090 является определенным чудом инженерной мысли. Это касается как охлаждения, так и чрезвычайно сложной компактной PCB.

Печатная плата GeForce RTX 5090

Следующая в иерархии видеокарта GeForce RTX 5080 Founders Edition имеет длину 30 см при ширине 13,5 см и толщине 4 см. Во многом она повторяет конструкцию флагмана, но с оснащена малой испарительной камерой в основании. Также используется классическая термопаста вместо жидкого металла. Проще радиатор с обратной стороны платы.

Фотография GeForce RTX 5080 Founders Edition от TechPowerUp

Характеристики видеокарт RTX 50-й серии

На данный момент известны характеристики четырех видеокарт Blackwell. Все они приведены в таблице. Для наглядности также приведены характеристики аналогичных моделей прошлого поколения, без учета более поздних модификаций линейки Super

 

GeForce RTX 5090

GeForce RTX 5080

GeForce RTX 5070 Ti

GeForce RTX 5070

GeForce RTX 4090

GeForce RTX 4080

GeForce RTX 4070 Ti

GeForce RTX 4070

Архитектура

Blackwell

Blackwell

Blackwell

Blackwell

Ada Lovelace

Ada Lovelace

Ada Lovelace

Ada Lovelace

Ядро

GB202

GB203

GB203

GB205

AD102

AD103

AD104

AD104

Техпроцесс, нм

TSMC 4N

TSMC 4N

TSMC

TSMC 4N

TSMC 4N

TSMC 4N

TSMC 4N

TSMC 4N

Количество транзисторов, млн. шт

92200

45600

45600

31000

76300

45900

35800

35800

Площадь ядра, мм²

750

378

378

263

609

379

294

294

SM

170

84

70

48

128

76

46

46

CUDA-ядра

21760

10752

8960

6144

16384

9728

7680

5888

Тензорные ядра

680

336

280

192

512

304

240

184

Ядра RT

170

84

70

48

128

76

60

46

Текстурные блоки TMU

680

336

280

192

512

304

240

184

Блоки растеризации ROP

176

112

96

64

176

112

80

64

FP32 FLOPS

104,8

56,3

43,9

30,9

82,6

48,8

40,1

29,15

Tensor TOPS FP16

838

(3352 FP4)

450

(18012 FP4)

351,5

(1406 FP4)

246,9

(987 FP4)

661

(1321 FP8)

390

(780 FP8)

320,5

(641 FP8)

233

(466 FP8)

RT FLOPS

317,5

170,6

133,2

96,6

191

113

93

67

L2 кэш, МБ

96

64

48

40

72

64

48

36

Частота ядра (Base Clock), МГц

2017

2285

2300

2165

2235

2205

2310

1920

Частота ядра (Boost Clock), МГц

2407

2617

2452

2512

2520

2505

2610

2475

Шина памяти, бит

512

256

256

192

512

256

192

192

Тип памяти

GDDR7

GDDR7

GDDR7

GDDR7

GDDR6X

GDDR6X

GDDR6X

GDDR6X

Частота памяти Гбит/с

28000 Гбит/с

30000

28000

28000

21000

22400

21000

21000

Объём памяти, ГБ

32

16

16

12

24

16

12

12

ПСП памяти, ГБ/с

1792

960

896

672

1008

716,8

504,2

504,2

Интерфейс

PCI-E 5.0

PCI-E 5.0

PCI-E 5.0

PCI-E 5.0

PCI-E 4.0

PCI-E 4.0

PCI-E 4.0

PCI-E 4.0

Мощность TGP, Вт

575

360

300

250

450

320

285

200

На видеокарты установлены такие рекомендуемые цены:

  • GeForce RTX 5090 $1999
  • GeForce RTX 5080 $999
  • GeForce RTX 5070 Ti $749
  • GeForce RTX 5070 $649

В реальности из-за дефицита все они пока продаются намного дороже заявленной стоимости. А если говорить о нереференсных моделях с высоким заводским разгоном и мощным охлаждением, то тут наценки просто огромны. Цена на топовые GeForce RTX 5090 стремится к 3 тысячам долларов, а некоторые GeForce RTX 5080 продают по две тысячи.

Производительность GeForce RTX 5090 и GeForce RTX 5080

Для иллюстрации производительности воспользуемся слайдами от NVIDIA для GeForce RTX 5090, GeForce RTX 5080 и GeForce RTX 5070 Ti.

Как видим, даже сама NVIDIA признает, что преимущество новых моделей относительно старых видеокарт сильно зависит от конкретной игры и приложения. С генерацией кадров DLSS 4 MFG и трассировкой лучей можно рассчитывать и на двукратный рост частоты кадров. Но в Resident Evil 4 и Horizon Forbidden West разница между видеокартами нового и старого поколения очень небольшая.

Далее несколько графиков с результатами независимых тестов GeForce RTX 5090/5080/5070 Ti от TechPowerUp. Поскольку это решения топового сегмента, то основной интерес вызывает их потенциал в 4K при максимальных настройках графики.

GeForce RTX 5090 быстрее GeForce RTX 4090 на 30-42%, а в Cyberpunk 2077 разница более 46%. GeForce RTX 5080 производительнее GeForce RTX 4080 на 10-20%, максимальный отрыв в 26% наблюдается в Dragon Age: Veilguard. Но у NVIDIA есть еще GeForce RTX 4080 Super, разница с которой меньше. GeForce RTX 5070 Ti показывает результаты на уровне GeForce RTX 4080, кое-где даже обгоняя эту видеокарту (наибольший отрыв в 8% наблюдается в Veilguard). Тут правда речь идет о модели Ventus с заводским разгоном, но он совсем небольшой.

Технология DLSS и многокадровая генерация способны кардинально повысить fps. В требовательных играх DLSS Quality дает ускорение до 80%, а вместе с генерацией 4-х кадров это ускорение в 4 раза и выше. В производительном режиме DLSS Performance с генерацией 4-х кадров можно получить пятикратный рост быстродействия относительно нативного режима.

При максимальной генерации кадров GeForce RTX 5080 способна обогнать GeForce RTX 4090 со старой генерацией. А GeForce RTX 5090 показывает двукратное и более высокое преимущество относительно GeForce RTX 4090.

Выводы

Новая серия видеокарт GeForce RTX 50 выходит в условиях, когда освоение новых технологических процессов проходит очень медленно и стоимость производства постоянно растет. Улучшать производительность графических чипов за счет увеличения количества транзисторов становится все сложнее. Нужны новые подходы, и NVIDIA их ищет. Компания делает ставку на внедрение глубокого обучения и нейросетей непосредственно в графический конвейер. Новая архитектура Blackwell привносит много оптимизаций для новых нейронных шейдеров, которые призваны обеспечит лучшее качество графических эффектов при более оптимальном использовании ресурсов GPU. И это может стать толчком к новому этапу развития 3D-графики, как когда-то было с появлением аппаратного ускорения трассировки лучей в GeForce RTX 20-й серии. Можно говорить об определенном потенциале на будущее, который мы пока в полной мере не можем ощутить. При этом ряд новых нейронных технологий должен уменьшить использование видеопамяти, что в какой-то мере должно компенсировать наличие 12 и 8 гигабайт видеобуфера в бюджетных видеокартах Blackwell.

Но уже сейчас можно оценить улучшения в технологии DLSS и новую многокадровую генерацию. Качество изображения с масштабированием на базе Transformer однозначно лучше, и улучшения DLSS Super Resolution могут почувствовать пользователи всех видеокарт GeForce RTX. А вот многокадровая генерация, которая создает до 4-х кадров, является эксклюзивным решением для GeForce RTX 50. В плане отзывчивости технология не заменит полноценный рендер кадров, но компании удалось добиться серьезного снижения задержек, и новая генерация воспринимается весьма хорошо и плавно. Это серьезное преимущество в производительности для совместимых игр и главный аргумент в пользу новых видеокарт. Также видеокарты на архитектуре Blackwell получили значительный апгрейд ядер для ускорения трассировки. И в технологичных играх с трассировкой пути тоже можно рассчитывать на неплохое ускорение относительно прошлого поколения.

В обычных растровых играх ускорение может не столь впечатляющее, ведь для стандартного рендера улучшений мало. В некоторых случаях можно наблюдать разницу в несколько процентов между новыми и старыми видеокартами одного класса, что вполне укладывается в рамки небольшого увеличения количества CUDA-ядер и рабочих частот. И переход с GeForce RTX 4090/4080/4070 на новые видеокарты аналогичного класса может показаться сомнительным решением. Но если в вашем ПК трудится более старая видеокарта, то вы ощутите качественный и серьезный рост производительности. В условиях дефицита на старте мы бы рекомендовали пока не торопиться с покупкой и подождать стабилизации цен на GeForce RTX 50.

Нет явного прогресса в энергоэффективности, хотя NVIDIA серьезно улучшила многие механизмы для управления частотами и энергосберегающими режимами. Но в десктопном сегменте многие чипы работают на пределе возможностей. И даже тут можно констатировать, что GeForce RTX 5070 Ti потребляет чуть меньше GeForce RTX 4080 при аналогичном уровне производительности. В мобильном сегменте новые механизмы энергосбережения в режимах слабой нагрузки должны лучше проявить себя и продлить время автономной работы от аккумулятора.


Страница 3 из 3

Другие материалы в этой категории: « Трассировка лучей в Xuan-Yuan Sword VII
Другие материалы в этой категории: « Трассировка лучей в Xuan-Yuan Sword VII

О проекте

Информационный портал Nvplay.ru посвящен электронным технологиям и компьютерной индустрии с акцентом на продукции NVIDIA. В центре нашего внимания видеокарты и компьютерные комплектующие, игры и игровые устройства, сопутствующее программное обеспечение и новые технологии.

Правила сайта NVPLAY.RU

Контакты

Сотрудничество, размещение рекламы и общие вопросы:

  • Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Для пресс-релизов и новостей:

  • Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы в соцсетях

Следите за нами в социальных сетях