Недавно вышла обновленная версия The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered. Легендарную игру Bethesda перевели на движок Unreal Engine 5 с современными графическими технологиями и рендером на основе DirectX 12. В том числе игра использует освещение Lumen на основе собственной трассировки лучей. Традиционно, это одна из самых ресурсоемких технологий Unreal Engine 5, и обладатели слабых видеокарт вынуждены понижать качество Lumen. В данном обзоре будет детально рассмотрено влияние Lumen на качество изображения и общую производительность. Также покажу, как принудительно отключить Lumen для ускорения игры на старых видеокартах, и что вы при этом теряете в визуальном плане.

Что такое Lumen

Lumen используется для просчета глобального освещения в реальном времени. Технология учитывает непрямое освещение и отраженный свет. Например, появляется эффект Color Bleeding, когда отраженный свет от цветного объекта влияет на окружение. Лучше учитываются особенности освещения в сложных сценах при нескольких источниках света или при обилии отражающих поверхностей. Также Lumen создает более реалистичное направленное дневное освещение SkyLight с учетом облаков и свойств атмосферы. Создает мягкие направленные тени и лучше учитывает затенение в сложных сценах. Создает более реалистичные и правильные отражения, включая объекты с частичным отражающими способностями.

Lumen опирается на алгоритмы трассировки пути с определенными оптимизациями и упрощениями, чтобы достигнуть нормальной производительности в реальном времени. Кроме аппаратной трассировки также поддерживает упрощенный режим программной трассировки, который доступен на GPU без аппаратного ускорения Ray Tracing. В графических настройках Oblivion Remastered доступно несколько режимов качества для каждого варианта:

  • Lumen Hardware RT — Low, Medium, High, Ultra
  • Lumen Software RT — Low, High

Как отключить Lumen в The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered

Возможность полного отключения Lumen не предусмотрена. Хотя можно предположить, что без трассировки игра будет работать заметно быстрее на слабых видеокартах. Это можно решить несколькими способами. Доступен мод Lumen Begone с NexusMods, который отключает технологию в конфигурационном файле. Также это можно сделать самому вручную. Ниже инструкция для Steam-версии.

1. Идем в папку User\Documents\Documents\My Games\Oblivion Remastered\Saved\Config\Windows

2. Открываем файл Engine.ini

3. Добавляем в конец такие строки:

[/Script/Engine.RendererSettings]
r.Lumen.DiffuseIndirect.Allow=0
[ConsoleVariables]
r.Lumen.DiffuseIndirect.Allow=0

После этого при запуске Lumen будет выключен. Но чтобы игра не меняла значения этих параметров, рекомендуется в свойствах файла поставить только чтение.

Как Lumen влияет на графику в The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered

Теперь пора посмотреть на визуальные различия в разных режимах. Основной акцент сделаем на сравнение картинки при минимальном и максмиальном качестве аппаратного и программного Lumen. Кое-где для наглядности добавим и средний режим Lumen Hardware. Ну и конечно будут скриншоты с полностью отключенным Lumen. Разрешение 2560x1440, DLSS Quality, все настройки Ultra, менялось только качество Lumen

Первое сравнение — большое открытое пространство с озером. Эта сцена позволит оценить изменения в качестве отражений.

 

Разница между режимами в рамках аппаратного или программного метода Lumen небольшая. Но непосредственно между Hardware и Software она хорошо видна — с программным вариантом проще детализация отражений от деревьев и других объектов. Также с программной трассировкой не учитываются полные контуры высокой горы слева. Есть некоторые различия в освещенности холмов и тенях на деревьях и дальних объектах. При отключении Lumen самые простые отражения с белыми пятнами по краям.

Для наглядности сравним фрагменты каждого кадра. Это позволяет лучше оценить изменения.

Также внимательно посмотрим на край кадра.

Обратите внимание, что в Ultra-режиме чуть меньше шума на поверхности воды. Также только в этом режиме есть отражение крайнего камня и темнее некоторые зоны в расщелинах камней. Среднее и низкое качество Lumen Hardware в целом равны, также трудно выделить различия между низким и высоким качеством Lumen Software (хотя на больших кадрах есть разница в затенении дальнего плана).

Теперь посмотрим на Анвил в утренней туманной дымке.

 

При понижении качества аппаратного Lumen до среднего уровня проявляются небольшие изменения в отражениях под деревянными причалами. Присутсвуют изменения в рендере воды в дальней правой зоне кадра за мостиком. С понижением до низкого уровня упрощение обработки отражений в дальней зоне более явное, появляются едва уловимые изменения в интенсивности теней на крепостной стене. Программный Lumen влияет на затенение деревьев, на корабли и дальние холмы. Затенение некоторых элементов чуть интенсивнее, но скорее потому, что Software-версия учитывает меньше нюансов при просчете отраженного света. И в условиях такой погоды плавные теневые переходы для объектов могут быть более правильными. Также при переходе от Hardware-режима к Software страдает качество отражений.

Больше всего заметен эффект от полного отключения Lumen — тут отражения очень условные. Также без Lumen теряется ощущение легкого тумана, зато картинка более резкая и четкая.

Теперь посмотрим на солнечный Чейдинхол.

 

При максимальном качестве аппаратного и программного Lumen картинка имеет наиболее теплый желтоватый оттенок, то есть лучше работает симуляция солнечного рассеянного света. Меняется интенсивность затенения крон деревьев, тень на церкви, видны изменения в дальности проработки теневых нюансов на дальнем склоне горы. Больше всего выделяется картинка с отключенным Lumen — нет ощущения рассеянного солнечного света, больше теней на переднем плане, но меньше теней в складках гор. При этом есть неприятный эффект с небольшим мерцанием теней на листве при движении камеры, что не показать на статичных скриншотах.

На данном примере можно выделить некоторые нюансы между разными пресетами Lumen. В Hardware-режиме по мере уменьшения качества снижается влияние солнечного света на общую цветовую гамму и усиливается насыщенность теней под деревьями, на кусте и на церкви. Также есть изменения в рендере воды в левой части фрагмента. Среднее качество Hardware визуально слабо отличается от низкого.

Посмотрим еще на самый продвинутый и самый простой режим Lumen.

При Lumen Software уходит тень от дерева справа и под кустом, зато темнее зона на стене за деревом. Есть изменения в освещенности крон деревьев, и хорошо видна разница в освещении гор.

Еще один пример.

 

Максимальное и минимальное качество Lumen Hardware различаются слабо, но можно уловить небольшие изменения в тенях на дальней часовне и на зданиях. Переход к Lumen Software сильнее влияет на освещенность ближних объектов, что видно по дереву и его листве. В левой части кадра программный Lumen усиливает затенение первого этажа под навесом, но делает чуть светлее угол за фонарем. В Low-режиме появляется тень за деревом на здании. Без Lumen картинка совершенно иная  — нет рассеянного света и характерной желтизны, нет ощущения глубины из-за отсутствия фонового затенения.

Тут рождается опасение относительно тех красивых рассветов, что демонстрирует игра. А насколько хуже они будут выглядеть без Lumen?

 

 

Освещение выглядит иначе, но лучи свет никуда не делись. Сильнее всего в выбранной сцене после отключения Lumen пострадали отражения.

Ниже еще пример с природой при крайних режимах качества Lumen и при полном отключении технологии.

 

Обратите внимание на плющ на стене на последнем кадре — без Lumen присутствует баг текстур и растительность приобретает синий оттенок.

Что теряет картинка при понижении качества Lumen в закрытых локациях? Сравним на примере подземелий столичного города.

 

Без Lumen картинка намного темнее, свет из люка освещает только зону под ним. С Lumen отражённый свет освещает все помещение. Максимальное качество Lumen незначительно усиливает освещенность дальних углов и освещает внутреннюю поверхность шахты, через которую пробивается свет.

Производительность The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered при разных режимах Lumen

Теперь посмотрим, как все это влияет на производительность.

Тестовый стенд

  • процессор: Intel Core i5-12600KF @5,1 ГГц
  • материнская плата: Gigabyte Z690 UD AX
  • видеокарта: GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition
  • память: DDR5-5400 2x16 GB Kingston Fury
  • накопители: Kingston KC400 256GB, Adata XPG SX8200 Pro
  • блок питания: Chieftec Polaris PPS-1050FC
  • операционная система: Windows 10
  • драйвер NVIDIA GeForce 576.28

Для тестирования повторялась прогулка в окрестностях и Имперского города по большой открытой местности с растительностью и водными пространствами. За основу взято четыре режима графики:

  • 1920x1080, Ultra, TAA
  • 1920x1080, High, TAA
  • 2560x1440, Ultra, DLSS Quality
  • 2560x1440, High, DLSS Quality

Видеокарта GeForce RTX 2080 Ti слабовата для игры с Ultra-графикой, поэтому все изменения настроек будут восприниматься чувствительно.

При максимальных настройках графики в Full HD. разница между наилучшим и самым простым режимом Lumen около 20%. А отключение данной технологии дает мизерный выигрыш. Но стоит понизить общее качество графики до высокого уровня, как отключение Lumen сразу же обеспечивает серьезное ускорение производительности.

 

Похожая ситуация и при более высоком разрешении. Когда все на максимуме, отключение Lumen не критично, но с понижением настроек эта операция обеспечивает ускорение около 20%. В итоге разница между режимом с максимальным качеством Lumen и без Lumen достигает 42-50%.

Ultimate Engine Tweaks

Нельзя пройти мимо популярного мода Ultimate Engine Tweaks для Oblivion Remastered. Это конфигурационный файл с множеством дополнительных настроек движка Unreal Engine 5 для оптимизации работы CPU/GPU/RAM/SSD. В частности, он должен убирать статтеры и в некоторых случаях может даже повышать fps. Заявлены небольшие улучшения в картинке. Отзывы противоречивы, не все видят преимущества.

Выскажу свое мнение относительно данного мода. В описании упоминалось про отключение эффектов Film Grain и Chromatic Aberration для более чистой картинки. Вот только я не заметил агрессивной хроматической аберрации и зернистости по умолчанию — отключать нечего. Зато с модом картинка стала более стабильной и четкой в динамике при активном TAA. Хотя с DLSS каких-то столь явных изменений я не заметил, но и не проводил детального покадрового сравнения.

С производительностью ситуация неоднозначная. Небольшой рост fps заметен в самом тяжелом режиме с DLSS, но в других режимах частота кадров падала. А потом падение производительности стало заметно даже после замены ini-файла на оригинальный. Помогло удаление файла Save_Settings.sav для повторной компиляции шейдеров в игре.

По итогам можно сказать, что польза от Ultimate Engine Tweaks сомнительная. Возможно, на каких-то конфигурациях ПК этот мод обеспечит небольшие улучшения. Но куда больше пользы от правильного подбора настроек.

Выводы

Подведем итоги. Lumen с трассировкой неплохо улучшает освещение и затенение в The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered, делая картинку более естественной и приятной. Но если задача стоит в том, чтобы добиться максимальной производительности — этим можно пожертвовать. При максимальном качестве Lumen наиболее естественное солнечное освещение с явным эффектом Color Bleeding, большая дальность проработки дополнительных теней в складках ландшафта и на растительности, точнее отражения. При понижении настроек уменьшается дальность работы Lumen и есть небольшие упрощения в просчете отражений и теней. Но общая между максимальным и низким качеством Lumen Hardware RT зачастую минимальная. Такое же минимальное ускорение вы получите на слабых видеокартах при снижении качества Lumen Hardware. Переход к Lumen Software RT дает более явные преимущества в плане производительности, но и у прощения более заметные. Разница между максимальным качеством Lumen Hardware и высоким Lumen Software на уровне 12-15%. В целом можно рекомендовать низкое качество Lumen Hardware RT для не самых мощных видеокарт, а на слабых GPU сразу включайте Lumen Software в режиме Low.

Можно прибегнуть и к принудительному отключению Lumen через дополнительные параметры файла конфигурации. Освещение в таком режиме будет заметно проще, сильно страдают отражения. Однако игра сохранит начальную детализацию и визуальную атмосферу, включая атмосферные рассветы с плотными солнечными лучами. Так что для слабых систем это полезная операция, которая позволит существенно поднять производительность. Отключение Lumen при максимальных параметрах графики малоэффективно, но с понижением общего качества это уже дает заметный буст производительности. Однако поскольку игра изначально рассчитана на работу Lumen, будут некоторые артефакты — в движении это заметно по «дрожанию» теней на деревьях, в некоторых местах будет некорректное отображение отдельных элементов растительности. Но когда надо серьезно ускорить игру средних или даже низких настройках графики — это приемлемый компромисс.

Теперь вы можете уверенно выбрать оптимальный для себя режим Lumen. А в будущих обзорах поговорим о других настройках и графических параметрах игры.

Если вы готовы к экспериментам, можете попробовать модификацию Ultimate Engine Tweaks, но не ожидайте чуда. На системе со старой видеокартой GeForce RTX 2080 Ti я не увидел никаких преимуществ при тяжелых графических настройках, только получил дополнительные проблемы. Не исключаю, что оптимизации для движка, которые прописал автор мода, на других GPU и в других режимах могут обеспечить какие-то незначительные улучшения производительности. Но лучше вместо этого подобрать оптимальное для себя сочетание графических настроек.

О проекте

Информационный портал Nvplay.ru посвящен электронным технологиям и компьютерной индустрии с акцентом на продукции NVIDIA. В центре нашего внимания видеокарты и компьютерные комплектующие, игры и игровые устройства, сопутствующее программное обеспечение и новые технологии.

Правила сайта NVPLAY.RU

Контакты

Сотрудничество, размещение рекламы и общие вопросы:

  • Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Для пресс-релизов и новостей:

  • Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы в соцсетях

Следите за нами в социальных сетях