Стратегическая серия Sudden Strike, посвященная военным баталиям периода Второй мировой войны, стартовала в далеком 2000 году. Первые игры были популярны в среде любителей жанры RTS, но продолжения и аддоны не выдержали конкуренции на фоне новых представителей жанра. В этом году Kite Games и Kalypso Media Digital решили реанимировать франшизу, выпустив полноценную новую часть. Об игре и производительности в Sudden Strike 4 мы расскажем в данном обзоре.
Sudden Strike 4 предлагает три сюжетные кампании, в которых нам предстоит пройти путь разных армий. Первая кампания посвящена Германии, вторая СССР, а последняя рассказывает о действиях западных союзников. Каждую миссию предваряет небольшая историческая справка о развитии военного конфликта на момент нашего вступления в бой — все максимально сухо и отстраненно. Есть и небольшие дневники, которые дают какие-то эмоциальные очерки. Но сама игра лишена каких-то персоналий, вплетенных в сюжет. Да и сюжета по сути нет, перед нами набор исторических миссий на глобальной карте. Именно такой подход хотелось бы видеть от исторической стратегии. Вот только самих сражений не очень много, и некоторые пересекаются, ведь разные стороны сражались на одних фронтах.
Для каждой фракции доступно семь исторических сражений. Все они обозначены маркерами на статической карте Европы, которая никак не отражает ход войны и движения линии фронтов, а ведь такая визуализация добавила бы игре атмосферы глобального конфликта.
Зато есть возможность выбирать полководца для своей армии, что определяет военную доктрину и позволяет выбирать определенные улучшения. Доктрина пехоты, бронетанковых войск или поддержки обеспечивают доступ к уникальным бонусам для разных типов войск с возможностью последующих апгрейдов. По умолчанию нам предлагают полководцев, принадлежащих доктрине бронетанковых войск (Жуков, Гудериан), что сразу намекает на важность техники на поле боя.
Зачастую слаженные и быстрые действия бронетехники действительно являются ключом к успеху, но и без поддержки пехоты не обойтись. Первые миссии за немецкие силы проходят в тактике блицкрига, когда мы собираем мощный бронированный кулак и пробиваем линию обороны. Хватает бронетанковых сражений и в кампании за СССР и союзников.
Танки и бронемашины являются основными боевыми единицами на поле боя. В плане эффективности не хуже выступает артиллерия, но передвижение пушек весьма медленное, что ограничивает возможности их применения. В управлении техникой нет каких-то особых нюансов и сложной системы повреждений. Присутствует только только одно важное условие — не подставлять бок или тыл, с этих направлений любой танк более уязвим. Всегда разворачиваетесь лицом к врагу и фронтальная броня выдержит больше попаданий. Сами попадания не влияют на ходовые характеристики машин, просто уменьшается общая полоска здоровья. Однако критические попадания могут обездвижить машину и повредить орудие.
Машину с критическим попаданием может подлатать специальная ремонтная машина. При прокачке можно открыть ремонтные комплекты для экипажа танка и возможность восстанавливать до 50% от целостности машины, но полного восстановления нет. Также заметную роль играет расход топлива и боеприпасов. После активных действий все это истощается, и любая техника требует дозаправки и пополнения снарядов. Для этого тоже есть специальные машины, которые подвозят припасы. Иногда на карте встречаются ключевые точки со складами или заправки, которые позволяют восстановиться в затишье между боями.
При активных действиях пехота не поспевает за танками, поэтому активно используются грузовики или бронемашины, которые позволяют оперативно перебрасывать силы. В бою пехотинцы не представляют особой опасности для техники, если только в арсенале не имеются противотанковые гранаты. В основном же пехотинцы разбираются между собой и обеспечивают роль прикрытия. Компьютерный противник не радует изысками интеллекта и внезапными бросками гранат из кустов. А вот скрытая пушка, которая внезапно наносит удар в бок танку — вполне частое явление.
Дальность видимости и скрытность играют важную роль в Sudden Strike 4. Они зависят как от особенностей каждого отдельного юнита, так и от особенностей местности. Размещенный в густой траве отряд менее заметен, что позволяет ближе подбираться к противнику. Лесок и заросли помогут прикрыть бронетехнику, хотя в густых дебрях она уже не сможет действовать.
А вот неровности ландшафта практически не влияют на ход боя, что разочаровывает. Нет необходимости удерживать какие-то ключевые высоты и ландшафт не сильно определяет движение войск, в отличие от растительности и зданий. Эта стратегическая особенность сочетается с фиксированной камерой. Есть возможность повернуть камеру на определенный угол, однако дизайн уровней изначально оптимизирован к изометрическому виду и требует детального осмотра разве что в случае, когда юнит не может пройти между какими-то развалинами. Такой «плоский» дизайн и фиксированная камера напоминают Dawn of War III. Возможно, это попытка адаптации под разные платформы, ведь Sudden Strike 4 кроме компьютеров вышел еще и для PlayStation 4.
По сути вся игра сводится к умелым маневрам с использованием зарослей, попыткам зайти с фланга или в тыл. При открытом столкновении нужно найти укрытие для солдат, занять траншеи или какое-то здание. При наличии контроля для каждого юнита, чаще мы все равно действуем группой. Прсотое управление позволяет легко и быстро направить группу войск в нужное место и распределить их по окопам. Поскольку сами бойцы и техника иногда могут игнорировать врага, то нужно постоянно раздавать приказы и направлять огонь. Важно нейтрализовать самые опасные бронемашины или ликвидировать расчеты артиллерии, причем с последним пехота может справится быстрее неповоротливого танка. Если у врага явное преимущество в обзоре и кто-то невидимый обстреливает вас из леса, то ручное направление огня по точке местности позволит эффективно противодействовать этому «невидимке». Такой метод особенно эффективен при наличии дальнобойной артиллерии или ракетных установок «Катюша». Также важно контролировать положение техники, менять угол поворота корпуса, чтобы не подставлять под обстрел уязвимые стороны бронемашин.
Спецспособностей мало. Для пехоты это возможность применения разных гранат или разминирование. Командиру танка можно позволить высунуться из люка, что увеличит обзор, но повысить опасность. Таких нюансов мало, но они весьма важны. Сами солдаты гранаты не используют, а это эффективное средство против врага в укрытиях. Все это требует быстрой реакции и раздачи множества команд отдельным юнитам, что еще сложнее в случае боя на двух направлениях. Помогает тактическая пауза, позволяющая легко скоординировать все движения и точно направить огонь.
В игре есть авиация, которая выступает для поддержки с воздуха. Бомбардировщики могут отутюжить заданную точку, разведчик раскроет на время интересующую область, а штурмовик прикроет с воздуха, если вы сами стали мишенью для вражеских самолетов.
Миссии построены вокруг захвата или защиты определенных позиций. Это может быть обставлено как наступление или прорыв, но в целом строится все по одной схеме: получили войска, провели их наиболее удачным путем, ударили с фланга, перешли к другой точке. Защита может развиваться в несколько этапов с перемещением от одной линии обороны к другой. Игра не пытается выстроить какие-то хитрые попутные условия и не балует внезапными событиями. Часто все вертится вокруг нас, и нет ощущения масштабности боевых действий, поскольку компьютерный противник действует строго до заданным направлениям и лишен инициативы. Попытка привязать происходящее к историческим событиям выглядит натянуто, поскольку сами миссии не опираются на какую-то историчность, они вписаны в общий контекст наступательных или оборонительных операций.
Хотя обвинить игру в однообразии миссий нельзя. Например, оборона «дороги жизни» под Ленинградом кардинально отличается от Курской битвы. В первом случае мы действуем ограниченным контингентом, отбиваем атаки, топим танки на льду и прикрываем колонны машин от налета авиации. Во втором случае мы действуем крупными силами бронетехнки при совсем ином масштабе действий.
Интересно обставлена высадка в Нормандии, где мы вначале собираем разбросанных десантников, а потом организуем наступление в тылу и постепенно объедщинемся с войсками, атакующими побережье.
Проблема в том, что какие-то оригинальные изыски заканчиваются на начальных этапах миссии. Тут могут быть диверсии, скрытные действия или тонкая зачистка территории при малой численности стартового отряда. Но когда мы набираем сил и приходит подкрепление, то игра идет по накатанным рельсам с зачисткой точек. Ну и показать массовые действия игре удается слабо. Та же высадка непосредственно на побережье Нормандии обыграно откровенно слабо и блекло.
Зато побоища бронетанковой техники выглядят зрелищно. Ну и сама игра развивается довольно быстро, что играет ей в плюс. В ней маловато тактических нюансов, зато тут легко освоиться новичкам. На фоне Men of War («В тылу врага») есть некоторая самобытность, которая зачастую перерастает в примитивность. Даже недавняя стратегия Syrian Warfare демонстрировала более тонкую и сложную механику. С другой стороны, тут много испытаний, которые стимулируют игрока к находчивости и экспериментам в рамках базовой механики. Чтобы выбить больше наград, мы сами начинаем действовать хитрее, продуманнее организуя атаки, захватывая чужую технику и выполняя другие условия.
В визуальном плане Sudden Strike 4 смотрится весьма приятно. Яркие пейзажи и взрывы радуют глаз, хотя в плане проработки деталей игра не лучше последних частей Men of War: Assault Squad. Но поскольку тут нет сильного приближения камеры и необходимости ее крутить, то все смотрится хорошо.
Есть определенная визуальная условность в размерах юнитов и травы. Заметна диспропорция в фигурах солдат и техники. Первые слишком крупные на фоне бронемашин, да и сами выглядят как игрушечные солдатики. Такие визуальные условности удобнее для раздачи приказов отдельных боевых единицам. И при удаленном обзоре вы быстро перестаете обращать на это внимание.
Игра работает в среде DirectX 11. Графика смотрится вполне современно, но чувствуется, что в основе игры старый движок прошлых частей.
Физика простая. Нет достоверной разрушаемости зданий. Но танки и пушки могут пробить бреши в стенах, где-то можно использовать тараны для уничтожения преград.
Приятная картинка сочетается с умеренными системными требованиями. Чтобы лучше прояснить ситуацию с производительностью, мы провели небольшое сравнительное тестирование видеокарт в Sudden Strike 4.
В тестировании задействованы видеокарты разного уровня и разных поколений. В основном это решения NVIDIA, карты AMD в данном случае почти не представлены. Но общие выводы можно сделать и при ограниченном наборе участников. За техническими характеристиками видеокарт можно обратиться к одному из крупных тестирований, например, к тематической статье по производительности в Dawn of War III.
Описание тестовой конфигурации ниже.
Тестовый стенд
- процессор: Intel Core i7-3930K @4,3 ГГц
- материнская плата: ASUS Rampage IV Formula
- память: Kingston KHX2133C11D3K4/16GX, 1866 МГц, 4x4 ГБ
- жесткий диск: Hitachi HDS721010CLA332, 1 TБ
- блок питания: Seasonic SS-750KM
- операционная система: Windows 7 Ultimate SP1 x64
- драйвер GeForce: NVIDIA GeForce 382.53
- драйвер Radeon: Crimson Edition 17.6.2
Тестирование проводилось при помощи Fraps в начале первой миссии «Битва за Седан». Проводим группу войск до моста и уничтожаем первый блок-пост. Выполнялось по 6-8 повторов для достижения более точных результатов и уменьшения погрешности.
Выбрано максимальное качество графики High, включено сглаживание. Вначале рассмотрим результаты тестирования в разрешении 1920x1080.
Хорошие результаты демонстрируют бюджетные видеокарты GeForce GTX 950 и GeForce GTX 760, на одном уровне с ними Radeon R9 270X. Стабильные 60 fps может обеспечить GeForce GTX 1050 Ti.
В тестовой сцене игра использовала менее 2 ГБ видеопамяти. И даже для повышенных разрешений с головой хватит 3 ГБ.
Старшие видеокарты протестированы дополнительно в разрешении 2560x1440. К тестируемым моделям добавлена карта GeForce GTX 1080.
GeForce GTX 1050 Ti и GeForce GTX 960 обеспечивают около 40 fps. Более 60-70 fps и полный комфорт в игре обеспечат GeForce GTX 780 Ti и GeForce GTX 1060, при этом новая видеокарта быстрее на 8-11%. Показатели GeForce GTX 1080 великолепны, эта видеокарта подойдет для скоростных мониторов с высокой частотой обновления.
Самый тяжелым испытанием станет режим 3840x2160. Тут тестирование проведено только для GeForce GTX 1080 и GeForce GTX 1060.
В режиме 4K мы подошли к пределу возможностей GeForce GTX 1060. Хотя при отключении сглаживания и разгоне видеокарты можно рассчитывать на 40 fps и более, что тоже неплохо. А вот GeForce GTX 1080 легко выдает более 60 fps при максимальных настройках.
Выводы
Sudden Strike 4 можно назвать неплохой военной стратегией без претензий на что-то выдающееся. Игра уступает известной серии Men of War в продуманности игровой механики, тут меньше тактических нюансов, многое сделано проще. Зато Sudden Strike 4 дружелюбнее к неопытному игроку. Если вы не мастер стратегического жанра, но хотите развлечь себя яркими баталиями в антураже Второй мировой, то игра удовлетворит данным запросам и порадует приятной картинкой. Оптимальная стратегия для массового игрока. Хардкорным игрокам можно напомнить о недавней отечественной стратегии Syrian Warfare, которая больше придется им по душе. Или можно вспомнить о прошлогоднем переиздании Men of War Origins.
Игра не требует сверхмощных графических карт для максимальных настроек графики. Нормально играть в Full HD можно на бюджетных видеокартах NVIDIA прошлой серии, а GeForce GTX 1050 Ti может обеспечить 60 fps. Более мощные решения востребованы для повышенных разрешений. GeForce GTX 1060 легко справится с форматом 2560x1440 и лишь при 3840x2160 потребуется небольшое снижение настроек. Насладиться 4K при максимальных настройках с частотой кадров 60 fps позволяет GeForce GTX 1080.
Читайте другие наши обзоры, следите за обновлениями через через ВКонтакте, Facebook и Twitter!