На днях в Steam вышла тактическая ролевая игра «Сатурн» (Saturn) от российской студии Ninsar.Games. Ранее проект распространялся бесплатно через VK Play и был доступен прямо на сайте разработчиков. Это небольшая игра, созданная при поддержке ИРИ, которая в отличие от нашумевшей «Смуты» не претендует на звание знакового события в индустрии. Но тем не менее, это весьма приятное и интересное приключение, которое безусловно заслуживает внимания.
События «Сатурна» происходят в 2062 году в России будущего. Человечество успешно осваивает Солнечную систему, и на спутниках Сатурна ведется разработка полезных ископаемых. В этом помогают роботы, которыми дистанционно управляют операторы с Земли при помощи технологии на основе «нитей эфира». Ученый Аким Ковалев является одним из таких операторов, который сталкивается со странными сбоями в системе связи. Но это только первый тревожный звонок на пути к глобальной катастрофе.
Нас ожидает массовое восстание роботов, которые начнут уничтожать всех людей во всех уголках мира. У героя три игровых дня, чтобы остановить этот апокалипсис и спасти человечество. Задача непростая, и после каждой неудачи и смерти герой будет возрождаться в операторской камере, чтобы начать заново свой «день сурка».
Игра выполнена в изометрии, где мы перемещаемся между локациями, общаемся с персонажами и периодически сражаемся с роботами. Всего нам доступно несколько ключевых локаций в окрестностях Сочи. А перемещение между ними и любое важное сюжетное действие занимает какое-то время. Игра со старта намекает, что вам нужно продумывать свои действия, чтобы вписаться в выделенные временные рамки. Но для выработки правильной стратегии нужно вначале узнать особенности этого небольшого мира — где находится нужный персонаж, как решить ту или иную ситуацию. В любом случае вы будете действовать методом проб и ошибок, что предполагает несколько циклов.
Тут можно выделить несколько этапов. Вначале идет завязка и знакомство с ключевыми персонажами, потом начинается поиск кодов для подключения к роботам на спутниках планеты, а потом этап с поиском координат, чтобы попасть в финальную точку нашей истории. И все это без четких указаний и маркеров на карте. Например, нужно добыть код у трех операторов, при этом известна личность только одного. С ним можно легко договориться, а двух других вы без труда вычислите при изучении локаций. Не хотят делиться информацией? Спасите их от обезумевших роботов, и персонажи станут более лояльными.
В целом все звучит просто, но эта простая последовательность достигается за счет четкого понимания, как действовать в условиях ограниченного времени. Лишние метания по карте съедают ценное время, поэтому с наскока до финала не дойти, и вам понадобится несколько попыток, чтобы выстроить оптимальную последовательность.
Если говорить о личном опыте, то я пока не дошел по хорошей концовки. Мне удалось получить необходимые координаты на спутниках Юпитера, но я вовремя не решил вопрос с защитным устройством. До конца цикла оставалось несколько часов, я решил сделать финальное подключение без него, что ожидаемо привело к плохой концовке. И вот тут возникает определенная проблема, ведь с каждым повтором вы начинаете острее ощущать однообразие и репитативность происходящего. И вроде до финала осталось совсем немного, но это на 90% повтор старых действий, чтобы в конце попробовать найти тот самый аппарат.
Игровой процесс опирается на ролевую систему. При старте вы выбираете три специализации, которые влияют на основные характеристики героя — силу, интеллект, харизму и т.п. Также по ходу прохождения вы будете получать новые уровни и выбирать какой-то перк. И хотя цикл обнуляет общий прогресс, он сохраняет стартовые параметры и дает один бонусный перк, что может немного упростить ваши действия в начале цикла.
Также на стартовой локации в доме героя можно выполнить ряд простых действий и получить бонусы. Например, помыть посуду для временного бафа или убрать стол, чтобы найти припасы. Отличная идея, которая потом не получает развития, а хотелось бы увидеть больше ситуаций, которые временно влияют на параметры персонажа.
В диалогах и некоторых игровых ситуациях проверка навыков позволяет открыть новые действия и фразы. Но таких моментов немного. Да и в диалогах с основными персонажами это зачастую ни на что не влияет. Зато «Сатурну» удается обмануть ожидания и удивить в некоторых иных аспектах. Например, на одном из спутников нужно взломать компьютер через код доступа. Я долго бился над этим заданием, нашел все подсказки, испробовал все варианты, но ничего не срабатывало. А потом решил прибегнуть к варианту силового запугивания, и внезапно это сработало.
С роботами герой сражается при помощи оружия ближнего и дальнего боя. Вначале вы будете использовать пистолет и кулаки, но, если повезет, получите убойную технодубину, винтовку и мощный дробовик. Боевая система предполагает аналог пошаговых действий с паузой. Стрельба с дистанции и тактика коротких перебежек дает шансы уйти с траектории вражеского выстрела и успеть выстрелить в ответ. Из-за этого я почти сразу отказался от ближнего боя и сконцентрировался именно на «огнестреле».
По личным ощущениям у игры есть рандомная генерация припасов. Поэтому не факт, что второе или третье прохождение окажется более удачным в плане добытого оружия. Перки можно выбрать из трех доступных вариантов, которые тоже выдаются в случайном порядке. Поэтому при наличии стартового пистолета вы, вероятно, начнете вкладываться в прокачку легкого оружия, и при определённых условиях с ним можно пройти большую часть игры.
Игра выполнена на движке Unity. Визуальный стиль и техническое исполнение простые. Зато «Сатурн» будет отлично идти на слабых ПК. С видеокартой GeForce RTX 2080 Ti я наблюдал загрузку GPU около 40% при разрешении 4K с ограничением в 60 кадров. Это намекает, с таким форматом изображения справятся даже GeForce RTX 3060/4060. А если дополнительно использовать доступное в игре масштабирование FSR, то вы получите комфортную производительность даже на самых простых видеокартах.
Игра не радует богатым звуковым оформлением. Хотя фоновые мелодии мне понравились, да и финальная песня просто отличная. У диалогов нет озвучки, голос главного героя звучит только во вступительном ролике. Но согласно опубликованной дорожной карте, полноценную озвучку добавят в декабре.
Выводы
У игры «Сатурн» есть хорошая рабочая концепция и интересный сюжет. История непродолжительная, но раскрывается постепенно с каждым новым циклом временной петли. И в первую очередь, это именно сюжетное ролевое приключение, а не представитель жанра Rogue-like, хотя некоторые элементы жанра тут присутствуют. Также не стоит ожидать от «Сатурна» уровня погружения Disco Elysium, хотя определенные аналогии возможны. Многие элементы тут выполнены довольно просто, игре не хватает глубины и проработки в мелочах. Поэтому разработчики намерены еще доделывать и улучшать игру. Но даже в нынешнем состоянии «Сатурн» выглядит как весьма добротный инди-проект, за которым можно интересно провести пару вечеров. А с учетом того, что игра распространяется бесплатно — это и вовсе подарок для игроков.
После такой демонстрации очень хочется увидеть новый проект от этой же студии, но без попыток заигрывания с Rogue-like и цикличным геймплеем. Лично для меня основная фишка игры является и ее минусом. При таком цикличном подходе игре нужно выделить значительное время. Вам нужно держать в голове всю информацию о прошлых попытках, чтобы правильно использовать полученный опыт. А если ваш ритм жизни, работа и семья не позволяют выделить много времени на одну игровую сессию и вы будете проходить «Сатурн» за несколько подходов, не факт, что у вас сохранится азарт и желание добить игру до финала.