Главным виртуальным приключением этой зимы стала новая игра про Лару Крофт. В Rise of the Tomb Raider нас порадовали зрелищным экшеном и красивой графикой. Но некоторые игроки столкнулись с крайне низкой производительностью. Игра многие видеокарты поставили на колени при максимальном качестве графики. Об этом мы поговорим в данной статье. Сравним некоторые модели NVIDIA GeForce и AMD Radeon в разрешении Full HD при максимальном качестве графики. Потом займемся подбором графических параметров для видеокарт с 2 ГБ памяти.
В нашем распоряжении был ограниченный список моделей, но он позволит составить общее представление о ситуации с производительностью. Все участники сравнительного тестирования перечислены в двух нижних таблицах, где описаны их характеристики. Отметим наличие двух версий GeForce GTX 960 с разным объемом памяти — их результаты будут весьма показательны.
|
GeForce GTX 980 Ti |
GeForce GTX 780 Ti |
GeForce GTX 780 |
GeForce GTX 960 4GB |
GeForce GTX 960 2GB |
Архитектура |
Maxwell |
Kepler |
Kepler |
Maxwell |
Maxwell |
Кодовое имя GPU |
GM200 |
GK110 |
GK110 |
GM206 |
GM206 |
Количество транзисторов, млн. |
8000 |
7100 |
7100 |
2940 |
2940 |
Техпроцесс, нм |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
Площадь ядра, кв. мм |
601 |
561 |
561 |
228 |
228 |
Количество потоковых процессоров |
2816 |
2880 |
2304 |
1024 |
1024 |
Количество текстурных блоков |
176 |
240 |
192 |
64 |
64 |
Количество блоков ROP |
96 |
48 |
48 |
32 |
32 |
Частота ядра*, МГц |
1000/1075 |
876/926 |
863/900 |
1126/1178 |
1126/1178 |
Шина памяти, бит |
384 |
384 |
384 |
128 |
128 |
Тип памяти |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
Эффективная частота памяти, МГц |
7010 |
7010 |
6008 |
7010 |
7010 |
Объём памяти, Мбайт |
6144 |
3072 |
3072 |
4096 |
2048 |
Интерфейс |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
Уровень TDP, Вт |
250 |
250 |
250 |
120 |
120 |
*Указаны частоты Base Clock и Boost Clock, отвечающие стандартным спецификациям.
|
Radeon R9 290X |
Radeon R9 290 |
Radeon R9 380X |
Radeon R9 280X |
Radeon HD 7970 |
Radeon R9 270X |
Архитектура |
GCN 1.1 |
GCN 1.1 |
GCN 1.2 |
GCN 1.0 |
GCN 1.0 |
GCN 1.0 |
Кодовое имя GPU |
Hawaii |
Hawaii |
Antigua |
Tahiti |
Tahiti |
Curacao |
Количество транзисторов, млн. |
6020 |
6020 |
5000 |
4313 |
4313 |
2800 |
Техпроцесс, нм |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
Площадь ядра, кв. мм |
438 |
438 |
366 |
352 |
352 |
212 |
Количество потоковых процессоров |
2816 |
2560 |
2048 |
2048 |
2048 |
1280 |
Количество текстурных блоков |
176 |
160 |
128 |
128 |
128 |
80 |
Количество блоков ROP |
64 |
64 |
32 |
32 |
32 |
32 |
Частота ядра, МГц |
До 1000 |
До 947 |
До 970 |
1000 |
925 |
1050 |
Шина памяти, бит |
512 |
512 |
256 |
384 |
384 |
256 |
Тип памяти |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
Эффективная частота памяти, МГц |
5000 |
5000 |
5700 |
6000 |
5500 |
5600 |
Объём памяти, Мбайт |
4096 |
4096 |
4096 |
3072 |
3072 |
2048 |
Интерфейс |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
Уровень TDP, Вт |
275 |
275 |
190 |
250 |
250 |
180 |
Использовались референсные видеокарты или нереференсные модели с подогнанными под стандартный уровень частотами. Radeon R9 290X и Radeon R9 290 работают в Uber-режиме. В списке участников решения NVIDIA в меньшинстве. Отсутствуют некоторые актуальные модели, которые занимают нишу между средним классом и высшим уровнем. Чтобы частично компенсировать этот пробел было проведено дополнительное тестирование GeForce GTX 960 4GB при повышенных частотах в разгоне.
Тестовый стенд
- процессор: Intel Core i7-3930K @4,4 ГГц
- материнская плата: ASUS Rampage IV Formula
- память: Kingston KHX2133C11D3K4/16GX, 1866 МГц, 4x4 ГБ
- жесткий диск: Hitachi HDS721010CLA332, 1 TБ
- блок питания: Seasonic SS-750KM
- операционная система: Windows 7 Ultimate SP1 x64
- драйвер GeForce: NVIDIA GeForce 361.75
- драйвер Radeon: Crimson Edition 16.2
Самые серьезные просадки производительности игроки испытывают на больших открытых локациях. Такая территория и была выбрана нами для тестирования. Это локация «Геотермальная долина» с большой площадью и обильной растительностью. Совершалась прогулка по лагерю поселенцев, fps умерялся при помощи Fraps. Выполнялось 6 повторов такого теста, в случае большого разброса конечных данных совершались дополнительные повторы. Тестовая прогулка отображена ниже в видеоролике.
При разрешении 1920x1080 выбрано простое разрешение FXAA. В дополнительных настройках выбран профиль очень высокого качества. Он предлагает максимальную конфигурацию настроек, хотя некоторые параметры можно поднять еще выше. Но последнее актуально только для топовых решений.
Полученные результаты тестирования отображены ниже на диаграмме.
GeForce GTX 980 Ti легко справляется с нагрузкой, превышая черту в 60 fps. А это, напомним, один из самых тяжелых моментов в игре. Среди остальных участников более-менее приемлемые результаты выдают только Radeon R9 290X, Radeon R9 290 и разогнанная видеокарта GeForce GTX 960 4GB. Но даже у них серьезные просадки по минимальному fps. Так что их производительность на грани играбельности. Хотя во время исследования подземелий или маленьких локаций вы сможете играть уже с полным комфортом. Крайне низкие показатели у GeForce GTX 780 Ti.
Но особо удивляет отставание GeForce GTX 960 2GB от GeForce GTX 960 4GB при одинаковых частотах. Дополнительный объем памяти обеспечивает ускорение более чем в два раза. Это явно говорит о том, что объем видеопамяти является первопричиной низких результатов всех видеокарт с 2 или 3 гигабайтами, в том числе и старого флагмана GeForce GTX 780 Ti. GeForce с большим объемом памяти имеют все шансы получить преимущество над ближайшими конкурентами от AMD. Например, GeForce GTX 960 4GB при стандартных частотах быстрее Radeon R9 380X 4GB.
Подбор графических параметров для GeForce GTX 960 2GB
Что делать тем, кто хочет комфортно поиграть в Rise of the Tomb Raider, но в его распоряжении видеокарта с 2 ГБ видеопамяти? Это мы выясним на примере GeForce GTX 960 2GB, дав некоторые советы по изменению графических параметров.
Основной нашей задачей будет сохранить максимальную привлекательность и детализацию картинки при достижении высокой частоты кадров на GeForce GTX 960. За основу возьмем изначальную конфигурацию настроек очень высокого уровня. Будем поэтапно изменять некоторые критичные параметры и смотреть, как они влияют на быстродействие. Все упрощения будут дополнять друг друга, так что в итоге можно будет оценить полный прирост от комплексных ручных настроек конфигурации.
Согласно мониторингу загрузки памяти на GeForce GTX 980 Ti игра может легко задействовать и 6 ГБ видеопамяти. Как снизить ее аппетиты? самым логичным первым шагом будет снижение качества текстур. Делаем эту процедуру, снижаем текстуры до высокого уровня, и это сразу дает резкое ускорение (результаты тестирования ниже). При этом влияние на картину минимальное, что хорошо видно по двум нижним скриншотам. Большие изображения доступны по клику.
Снижение качества текстур сказывается немного на обили деталей у некоторых камней и бочки. Есть изменения в поверхности плит. Все это едва заметно.
В других условиях разница может быть более явный. Пример ниже.
Поверхности автомобиля явно теряют четкость, но это заметно при близком положении к нему. Также исчезают некоторые проталины на заснеженной земле.
Эта конфигурация очень высоких настроек с понижением качества текстур на один пункт получит название Custom Settings 1 в нашем сравнительном тестировании, результаты которого будут приведены ниже.
Игра активно использует эффект Motion Blur размывая контуры объектов при резких движениях. Также для в некоторые моменты используется размытие картинки по краям кадра для усиления визуального эффекта концентрации. Эти визуальные эффекты не являются ключевыми для детализации картинки. Смело их отключаем.
Заодно понизим качество эффекта глубины резкости. Он создает специальный линзовый эффект, размывая задний план. Снижение качества расширяет фокусную зону, но сохраняет эффект.
Качество теней зачастую сильно влияет на использование памяти. Но по нашим ощущением снижать их ниже предлагаемого высокого уровня не стоит — заметны потери в детализации, в некоторых случаях мелкие тени исчезают полностью. Зато в игре есть еще параметр качества мягких теней от солнца. Он определяет степень размытия контуров теней для большей их достоверности. Снижении качества мягких теней на один пункт не критично для итоговой картинки.
Мягкие контуры тени соответствует реальному затенению при рассеянном солнечном свете. Обратной стороной снижения мягкости контуров является повышение детальности теней. Так что такое понижение кому-то может визуально понравится больше начального режима. Но полностью отключать мягкие тени мы не рекомендуем, это будет слишком неестественно.
Общая конфигурация настроек с понижением качества текстур, отключением эффектов размытия, низким качеством эффекта глубины резкости и мягких теней получит название Custom Settings 2.
В настройках есть интересный параметр, который регулирует качество динамической листвы. При максимальном качестве растительность колышется на ветру и реагирует на внешние воздействия. При снижении качества до среднего уровня кусты уже не прогибаются, когда через них проходит Лара, а ветви деревьев колышутся слабее.
В принципе, такими упрощениями можно пожертвовать ,что мы и сделали. Отметим, что снижение динамической листвы до минимума уменьшает плотность травы и кустарников — эти изменения уже более серьезные.
В дополнение к описанным выше изменениям на данном этапе решено было пожертвовать HBAO+ в угоду более простого и быстрого режима SSAO. Подробно об особенностях этих режимов Ambient Occlusion мы рассказывали в отдельной статье. Попутно понижено качество анизотропной фильтрации с 16x до 8x. Эта фильтрация влияет на четкость наклонных поверхностей. Сильное ее снижение приводит к расплывчатости таких поверхностей по мере удаления от камеры. Изменение на один шаг если и сказывается, то минимально, нами разница не отмечена. Весь этот набор настроек обозначен Custom Settings 3.
В игре используется прогрессивная технология визуализации волос PureHair, которая создавалась в сотрудничестве с AMD и, скорее всего, базируется на технологии AMD TressFX, использовавшейся в прошлой игре Tomb Raider. По опыту старой игры многие сразу попытаются понизить качество рендеринга волос для ускорения производительности. Однако без PureHair волосы Лары реализованы слишком просто и даже допотопно. В том же The Witcher 3 стандартный вариант волос намного качественнее.
Отключение PureHair оправдано только на слабых системах. Но пройти мимо данного вопросы мы не могли. Поэтому провели тестирование на прошлой конфигурации настроек Custom Settings 3 с отключением этой технологии, чтобы выяснить как PureHair влияет на общую производительность. Такая новая конфигурация получила название Custom Settings 4.
Все условия тестирования озвучены. Посмотрим на результаты.
Понижение одних только текстур с максимума до высокого уровня дает колоссальный рост производительности. Вместо слайд-шоу на GeForce GTX 960 2GB вы уже получаете около 30 fps даже в тяжелых сценах. Дополнительное отключение нескольких эффектов (размытие, ниже уровень глубины резкости и мягких теней) обеспечивает небольшое дополнительное ускорение. Манипуляции с листвой, AO и анизотропной фильтрацией дают еще больший результат. PureHair оказывается не так страшен, как кажется — технология снижает производительность на 5%. Но надо учитывать, что в тестовой сцене не было близких ракурсов, в такие моменты пышная прическа героини может нагружать видеокарту сильнее.
Для иллюстрации производительности GeForce GTX 960 2GB при третьей конфигурации настроек (Custom Settings 3) приведем небольшое видео с пробежкой по территории советского лагеря.
Это еще одна локация, где видеокарты с малым объемом памяти испытывают серьезные трудности. Но после небольшой коррекции настроек производительность вырастает до комфортного уровня. Счетчик кадров в углу является подтверждением этого.
Кратких комментариев требуют другие параметры графических настроек. В частности, мы проигнорировали детализацию. Этот параметр влияет на количество и качество отображаемых деталей на удаленной дистанции. С нашей точки зрения лучше пожертвовать чем-то иным. Bloom добавляет эффект яркого свечения и блики отраженного света. Эффект бликов объектива добавляет различные радужные пятна. Вместе они формируют ощущение яркого солнечного света. Без этих параметров картинка сильно теряет в привлекательности. Не рекомендуем отключать.
Тесселяция дополнительно деформирует поверхность земли и снега. На очень слабых видеокартах можно отключать. Эффекты экрана добавляют затемнение и пятна крови на экране в динамических сценах. За сложным названием «отражения пространства экрана» скрываются все отражения на поверхности воды. А поскольку в игре полно разных луж, то отключение заметно сразу. Качество отражения света дополнительно улучшает эти отражения, но данный параметр актуален только для владельцев топовых видеокарт.
Выводы
Насладиться максимальным качеством графики в Rise of the Tomb Raider смогут обладатели старших видеокарт с большим объемом памяти. Некоторые представители среднего класса могут выдать достойный fps при наличии не менее 4 ГБ. На популярных видеокартах с двумя или даже тремя гигабайтами получите полноценное слайд-шоу на определенных игровых этапах. В попытке добиться приемлемой производительности можно выбирать профили более низкого качества или прибегнуть к небоьшим ручным правкам. Если выбрать очень высокое качество и понизить только качество текстур до высокого уровня, то уже можно играть на GeForce GTX 960 2GB. При этом разница между максимальными и высокими текстурами заметна крайне слабо и видна далеко не на всех объектах. Такие настройки уже можно считать оптимальными для видеокарты, если вы ее дополнительно разгоните. Из режимов сглаживания придется использовать самый экономичный для производительности вариант FXAA.
Небольшое дополнительное ускорение при мизерном влиянии на общую картинку можно получить за счет отключения эффектов размытия, выбора простого варианта мягких теней и эффекта глубины резкости. Дальнейшие изменения параметров имеют смысл, если вы совсем не признаете разгон видеокарт или используете более слабые модели (GeForce GTX 950 или GeForce GTX 760). Тогда следующим этапом станет снижение качествоа динамической растительности, можно отказаться от HBAO+ в пользу SSAO. Последнее изменение уже будет весьма заметным. Если и эти операции не дадут комфортной частоты кадров, то придется обращаться к качеству теней, детализации или отражениям, но следует быть готовым к более серьезным потерям в качестве картинки.
Технология PureHair важна для формирования визуального образа главной героини. Без нее волосы Лары выглядят страшновато, теряется вся внешняя привлекательность. Поэтому к отключению PureHair лучше прибегать только в том случае, если манипуляции с другими параметрами не дали желаемого результата.