52 года назад человек впервые вышел в открытый космос. Им стал советский космонавт Алексей Леонов. Героическая драма «Время первых», которая стартовала в прокате 6-го апреля, посвящена этой одной из самых рискованных экспедиций на орбиту. Визуальная составляющая проекта реализована студией CGF на базе профессиональной графики NVIDIA Quadro.
Алексей Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут и 9 секунд. Но когда стал возвращаться на корабль, оказалось, что скафандр так раздулся, что даже согнуться в нем было невозможно, не говоря уже о том, чтобы сматывать несгибающимися пальцами длинный фал. Эти 5 метров до шлюза становятся самой мучительной прогулкой в его жизни, а экстренная посадка в ручном режиме — примером невероятной воли к жизни самого Леонова и его напарника Павла Беляева.
За визуальную составляющую проекта отвечала студия CGF, крупнейшая российская студия – создатель визуальных эффектов, располагающая не только самой большой командой художников компьютерной графики, но и сильным отделом исследований и разработок в области VFX.
«Мы постарались передать в кадре в деталях то, что мы бы увидели, если бы снимали полет в действительности. Конструкция ракеты, стартовой площадки, даже детали погоды, которая была в тот момент, абсолютно точно соответствуют историческим реалиям», – говорит Александр Горохов, продюсер визуальных эффектов в фильме, руководитель студии CGF.
Работа студии над фильмом продолжалась около 30 месяцев от первых эскизов и тестов и до выдачи готового продукта под тиражирование копий. Непосредственно производство компьютерной графики происходило в крайне сжатые сроки. Всего в фильме 1235 кадров с компьютерной графикой разных уровней сложности. Самые завораживающие из них – 130 кадров Full CG нахождения в открытом космосе – были сделаны практически за полтора месяца.
Профессиональная графика NVIDIA Quadro ускорила работу на всех этапах производства — от конвертации исходных материалов, снятых на цифровые камеры RED и ARRI Alexa, до финального композитинга готовых кадров, в том числе в формате 3D Stereo. Так, благодаря мощи Quadro, процесс конвертации исходных кадров в разрешении 5K или 6K в Nucoda Digital Film Master был ускорен почти в 10 раз!
Наиболее зрелищными, но и технически сложными для художников компьютерной графики стали сцены запуска космического корабля, сцены в открытом космосе и сцена посадки – все сцены Full CG.
Евгений Стефанов, ведущий FX-художник студии CGF, участвовавший в «запуске» ракеты в CG-пространстве отмечает: «На протяжении десятков кадров взлета ракету должна окружать дымка испарений жидкого кислорода. Возможность моделирования флюидов на графических процессорах NVIDIA Quadro серьезно ускорила процесс настройки внешнего вида симуляции.
Кроме того, мощь Quadro нам пригодилась при создании кадров с длинными дымными трейлами от обломков падающей капсулы. В общей сложности было создано 30 трейлов, каждый длиной порядка 500 метров. Серьезная вычислительная нагрузка! Без Quadro мы бы просто не обошлись».
Один из ключевых эпизодов картины, связанный с выходом Алексея Леонова в открытый космос, создан с применением уникальной для российского кинематографа системы View GA.
«ViewGA – это первая в отечественной киноиндустрии профессиональная система дополненной и виртуальной реальности, – рассказывает Александр Горохов. – Система позволяет совмещать дополненный/виртуальный мир и съемочный материал в режиме реального времени. На монитор плейбека выводится не только хромакей, но и снимаемые кадры с уже наложенными элементами компьютерной графики».
Это позволяет оператору точнее выстраивать композицию кадра, актеру – сразу понимать, как будет выглядеть окружение или незримый партнер. Режиссер и супервайзер визуальных эффектов могут вовремя скорректировать съемочный процесс и тем самым избежать серьезных и дорогостоящих проблем на этапе постпродакшна.
Графика Quadro, ставшая вычислительным сердцем ViewGA, сделала работу системы максимально интерактивной.
ViewGa – далеко не единственная разработка CGF, использующая технологии NVIDIA. В настоящий момент студия активно работает над новым проектом, в котором будут активно использоваться наработки технологий NVIDIA FaceWorks.