Что будет, если скрестить Half-Life 2 с атмосферой постсоветской разрухи и кровавым геймплеем в стиле Brutal Doom? Ответ на это дает шутер VLADiK BRUTAL от разработчика-одиночки, который решил сделать свою игру мечты. И эта непосильная задача удалась ему на удивление хорошо. Обычно в случае таких проектов всегда приходится делать многочисленные оговорки, с понимаем относиться к техническим компромиссам и на многое закрывать глаза. Но тут получилась хорошая драйвовая игра в стиле старых-добрых олдскульных шутеров.
Главный герой живет в абстрактной антиутопии с русским колоритом в антураже хмурых многоэтажек и индустриальных районов. Это мир тотального контроля, где всем руководит диктатор, напоминающий одного нелицеприятного исторического персонажа с пятном на лбу.
Являясь обитателем мест не столь отдаленных, Влад отдает свой долг обществу, работая в лаборатории Инновационного центра, куда его привозят из тюрьмы. Очередной рабочий день тут оборачивается тотальным кошмаром. Вначале мы слушает разговор ученых в духе «А не жахнет? Не, не должно», потом нажимаем по команде несколько рубильников и запускаем местный каскадный резонанс.
Очнувшись после взрыва, герой обнаруживает вокруг толпы мутантов-зомби. При этом сам он получает сверхрегенерацию, которая помогает ему потрошить орды врагов. Теперь он пробивается наверх, застает там полный хаос, связывается с бывшим сокамерником, пытается нейтрализовать свой чип-имплант, через который его отслеживают, а под конец участвует в восстании для свержения местного правителя.
Все происходящее напоминает бодрый трэш. При этом сюжет игры пропитан ироническим взглядом на нашу реальность, имеет многочисленными отсылками на известные игры и медийные образы. Мир VLADiK BRUTAL хоть и выглядит гипертрофированным и абсурдным, в нем есть ощущение цельного творческого видения с атмосферой той самой русской хтони.
На первом этапе мы отстреливаем различных мутантов и пробиваемся сквозь лабораторные помещения, окутанные биологической слизью и щупальцами. Из всех дверей на нас прут мутировавшие люди, изрыгающие кислоту толстяки, из темных туннелей нападают монстры-невидимки, а из яиц в стиле «Чужого» вылупляются монстры-прыгуны. Попутно выполняем небольшие манипуляции — ищем аккумулятор для открытия двери или оторванную руку для сканера. Также иногда нужно лазить по карнизам, идти в обход через вентиляцию или даже преодолевать препятствия с помощью мощных воздушных потоков.
Все это вносит неплохое разнообразие. Однако есть проблема с тем, что игра не обозначает объекты для взаимодействия и не указывает маршрут. После апдейта появилась слабая подсветка таких точек. Но бывают ситуации, когда надо тыкать камеру во все места, чтобы найти объект, с которым можно взаимодействовать.
В какой-то момент к монстрам подключаются охранники и силовики — от простых стрелков с пистолетом до закованных в броню пулеметчиков и снайперов на крышах. Силы правопорядка активно отстреливают все что движется, включая мутантов, повстанцев и нас. В ряде моментов мы попадаем в эпицентр встречного сражения между разными силами и можем использовать это в своих интересах. Интеллект у противников слаб, они активно лезут строем в одну открытую дверь. Но это компенсируется их количеством и активностью.
Геймплей быстрый и стремительный. Дизайн уровней часто стимулирует к тесному контакту, активной стрельбе и быстрому передвижению. На открытых локациях силовики все время находятся в движении и могут легко обходить вас с флангов, если замешкаетесь. Еще игра любит ставить в заведомо слабую позицию — стоит высунуться из-за угла, как в вас уже стреляют со всех сторон. Открытое пространство может легко простреливаться снайперами с вышек, пока на земле атакуют рядовые солдаты.
VLADiK BRUTAL является линейным шутером, но каждый новый эпизод предлагает что-то новое. Игра меняет обстановку и вводит новые элементы дизайна, заставляя выполнять небольшие побочные действия. Расширяется арсенал, появляются новые враги. Игра не напоминает бездумную зачистку последовательных арен, она постоянно генерирует новые ситуации.
Некоторые эпизоды напоминают F.E.A.R., другие напоминают S.T.A.L.K.E.R., а некоторые пропитаны духом милитари-шутеров. Есть зачистка лабораторий и поездки на машине, есть тесные сражения в узких коридорах и городские бои. Будут эпизоды с защитой от орды монстров и штурмы зданий. Есть глава с зачисткой поезда и боссы-вертолеты, которые так любили в олдскульных шутерах.
Кроме вертолетов несколько раз за игру придется также сразиться с боссами-мутантами в разных условиях. Монстры эти не сильно стойкие, но имеют серьезное преимущество в скорости и атаках, легко обрывая жизнь Владика в случае любой ошибки.
Несмотря на заявленную регенерацию, герой лечится с помощью аптечек. Их мы собираем вместе с боеприпасами с тушек убитых врагов, находим в разбитых ящиках, шкафчиках и в специальных автоматах. Игра настроена так, что требуется постоянное пополнение. Поэтому убийства врагов необходимы для выживания и сбора лута. Приходится постоянно балансировать между осторожностью и тактикой «беги и убивай».
Базовая шутерная механика тут настроено довольно хорошо. Каждое оружие ощущается по-разному и полезно в разных боевых ситуациях. Каждый выстрел выглядит ярко и зрелищно — брызги крови, мясо, отлетающие трупы. Это тот самый брутальный мясной шутер, по которым мы так соскучились. Концентрированное яркое насилие.
Арсенал постепенно расширяется от монтировки и пистолета до дробовика, АК-47, винтореза, снайперской винтовки, обреза и РПГ-7. Будет и особое оружие, стреляющее сгустками энергии, которые засасывают тушки врагов и перемалывают их в фарш.
А еще можно поджигать проходы с помощью коктейлей Молотова и лихо забрасывать врагов противопехотными гранатами.
Нарекания вызывает способ переключения оружия. В игре нет быстрых клавиш для конкретного ствола — менять их можно только через общее меню инвентаря, зажав кнопку Q. Это очень долго, а боевые ситуации меняются так быстро, что иногда просто необходимо моментально сменить оружие. Из других минусов стоит упомянуть проблемы с прыжками по платформам в некоторых эпизодах.
В целом игра выполнена на очень достойном уровне. Тут даже есть намеки на постановку и ощущение игровой режиссуры. Видно, что автор продумывал последовательность действий и то, как лучше подать тот или иной эпизод. Но при этом также много моментов, где нас просто закидывают живым мясом.
Конечно, все это выглядит более грубо на фоне дорогих игр. Это не AAA-аттракцион со стрельбой. Игра по духу близка старым олдскульным шутерам со всеми их достоинствами и недостатками. Главное, что VLADiK BRUTAL не скатывается в однообразие и удерживает бодрый темп до самого финала.
Определенная самобытность чувствуется и в саундтреке. Некоторые фоновые мелодии напоминают смесь электроники с меланхоличным русским роком. Непрофессиональная озвучка хорошо сочетается с происходящим на экране абсурдом. Протагониста озвучил непосредственно сам автора проекта, и его голос с нотками ироничного пофигизма отлично вписывается в образ героя.
Игра выполнена на сильно модифицированном движке Unreal Engine 4. В меню игрокам предлагают несколько готовых профилей качества и массу дополнительных настроек для любителей ковыряться в графических параметрах. Визуально VLADiK BRUTAL выглядит очень неплохо, радуя хорошей детализацией окружения, объемными поверхностями и сочными эффектами. Для тех, кто хочет максимального погружения в депрессивный мир игры, предусмотрены фильтры со стилизацией под VHS-пленку.
Есть проблемы с некоторыми материалами. При Ultra-качестве шейдеров многие поверхности выглядят неестественно шероховато. Есть неприятное смазывание травы и двигающихся врагов даже при отключенном эффекте Motion Blur. Природа выглядит не так убедительно, как городские и индустриальные пейзажи.
При изучении графических параметров сразу возникает желание выкрутить все ползунки выше того уровня, что предлагает профиль Ultra. Однако в большинстве случаев это не имеет смысла — улучшений вы не увидите. Особенно аккуратным стоит быть с качеством каскадных теней — добавление им качества серьезно снижает общую производительность.
VLADiK BRUTAL поддерживает DirectX 11 и DirectX 12. Первый API предпочтительнее для большинства старых видеокарт. Во втором режиме доступны параметры трассировки лучей. Хотя трассировка улучшает восприятие освещения и дает более точные отражения, ощущается, что игра не совсем хорошо настроена для корректной работы с этой технологией. Поддерживается DLSS, но после недавнего апдейта это масштабирование доступно только под DirectX 12.
Тестирование производительности
Тестовый стенд
- процессор: Intel Core i5-12600KF @5,1 ГГц
- материнская плата: Gigabyte Z690 UD AX
- видеокарта: GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition
- память: DDR5-5400 2x16 GB Kingston Fury
- накопитель SSD: Adata XPG SX8200 Pro 2TB
- блок питания: Chieftec Polaris PPS-1050FC
- операционная система: Windows 10
- драйвер NVIDIA GeForce 560.81
Для тестирования повторялась определенная последовательность действий со стрельбой и поездкой до определенной точки на детализированной локации с заправкой. Контроль fps велся через MSI Afterburner.
Для начала ответим на вопрос, какой DirectX обеспечивает лучшее быстродействие. Выбираем стандартный профиль Ultra-качества и запускаем игру в DX 11 и DX 12.
В целом GeForce RTX 2080 Ti демонстрирует отличные результаты во всех разрешениях, даже в 4K показывая около 70 кадров. В DirectX 11 производительная более стабильная. В DirectX 12 есть фризы, поэтому минимальные показатели хуже, общая производительность и уровень комфорта ниже. Также увеличивается загрузка видеопамяти. Поэтому для старых видеокарт с 4 или 6 ГБ видеопамяти рекомендуем использовать только DirectX 11. Основным преимуществом DirectX 12 является возможность активации новых технологий рендеринга с применением трассировки лучей и масштабирования NVIDIA DLSS.
Также у пользователя есть возможность выставить настройки выше профиля Ultra. И мы проверили такой варианта — выставив все доступные параметры теней и дальности прорисовки на максимальное значение.
Если задрать все параметры до максимума, то производительность падает более чем в три раз относительно предлагаемого Ultra-качества. Но, как упоминалось выше, визуальные изменения минимальны. Поэтому рекомендует ограничиться стандартными параметрами. Что касается трассировки лучей, то она тоже дает снижение частоты кадров более, чем в три раза. В нативном разрешении 1920x1080 видеокарта GeForce RTX 2080 Ti с трудом справляется даже с простыми настройками трассировки. В реальности, все будет зависеть от конкретной сцены, ее освещения и других параметров. Но очевидно, что для игры с лучами нужны видеокарты топового уровня из семейства GeForce RTX 30/40.
Завершим обзор сравнением производительности с трассировкой лучей в разных разрешениях. Для больших форматов активированы разные режимы DLSS.
Средняя частота кадров с DLSS в 1440p неплоха, но в тяжелых сценах будут ощутимые просадки. Для GeForce RTX 2080 Ti придется включать быстрые режимы DLSS, что уже связано со снижением детализации картинки. Детальнее о трассировке лучей и DLSS поговорим в отдельном материале
Дополнительные видеоматериалы
Сравнение производительности в DirectX 11 и DirectX 12 при идентичных настройках графики.
Также мы попробовали подобрать комфортный режим графики в 4K с трассировкой лучей с настройками выше Ultra. Для этого повышены некоторые параметры дальности рендера и качество анизотропной фильтрации. Среди параметров трассировки лучей включены только отражения. Выбран режим DLSS Ultra Quality.
И с такими параметрами можно комфортно играть в 4K на GeForce RTX 2080 Ti при 60-80 кадрах:
Выводы
VLADiK BRUTAL — неожиданно бодрый брутальный шутер в духе олдскульных игр. Не идеальный, с рядом шероховатостей и спорными решениями. Но играется ярко и весело. По духу игра близка шутерам нулевых. Но у нее есть самобытная атмосфера и родной колорит постсоветской разрухи, что удачно дополняется стойкими вайбами Half-Life 2 и других игр. И эти ассоциации тут играют только в плюс. Для инди-проекта от одного разработчика это неожиданно высокий и качественный уровень. Визуально игра выглядит весьма неплохо, и это в сочетается с достойной оптимизацией. В DirectX 11 без трассировки вы сможете комфортно играть даже на слабых ПК. GeForce GTX 1060 справится с 1920x1080, а видеокарты уровня GeForce RTX 2080 Ti и RTX 3070 позволят комфортно играть в 4K. VLADiK BRUTAL нельзя сравнивать с топовыми игровыми проектами, но в категории инди-игр за 400 рублей это настоящая бомба.