Недавно студия Eleventh Hour Games представила финальную версию игры Last Epoch. Это амбициозный «дьяблоид», который с 2019 года пребывал в статусе раннего доступа. Игру создавали фанаты жанра, которые хотели представить нечто выдающееся в рамках выбранного направления. И судя по стремительному росту аудитории игры им это удалось. Игра по онлайну не превысила обогнала Diablo IV, но в какой-то момент обогнала даже бесплатный Path of Exile. На фоне такого высокого интереса я решил лично опробовать игру, поделиться своим мнением и провести небольшой анализ производительности.
В начале игры нам дают выбрать героя из пяти игровых классов и сразу пускают в бой, натравливая на нас толпы монстров. И на первый взгляд Last Epoch является типичной изометрической Action/RPG про долбежку мобов и сбор лута. Это не та игра, которая вызывает восхищение с первых минут.
Все происходит в типичном фэнтезийном мире, который одолевают вселенские катаклизмы, и только герой может всех спасти. Это мир враждующих богов, где время разрывается на части и сохранить его целостность помогает орден Хранителей. «Фишка» с разными временными эпохами является одной из главных находок игры. По ходу сюжета мы будем посещать разные эпохи — от глубокой древности местного мира до расцвета цивилизации и эпохи, когда мир погрузился в хаос и был разорван на осколки реальности. Мы увидим совершенно разные миры, зачищая их от толп врагов. Каждая новая эпоха — это новые природные зоны, новая стилистика, атмосфера и новые враги. Благодаря этому игра поддерживает нужный уровень разнообразия до самого финала.
В целом сюжет насыщен пафосом и потугами на эпичность, которую плохо передают местные текстовые диалоги и простые заставки с рисованными картинками. Качественная презентация сюжета могла бы усилить вовлечение в сюжетные перипетии, но ее нет.
С самого начала игра берет высокий темп. Даже на первом уровне ваш герой довольно сильный и ловкий. При небольшом разнообразии стартовых умений вы уже выкашиваете крупные партии врагов, которые активно напирают со всех сторон. При этом игра кажется довольно простой. Вы передвигаетесь по клику или, зажав левую кнопку, указываете направление мышью. Правая кнопка используется для атак, а еще есть четыре быстрые клавиши для навыков. По врагам не нужно точно целиться и точно наводиться на их тушки — достаточно указать примерное направление и вовремя долбить по кнопкам навыков. А если врагов очень много, и они зажали вас в кольцо, нужно вырваться и немного побегать для регенерации здоровья, которая происходит довольно быстро.
Ощущение, что у вас фэнтезийный герой на стероидах, который несется вперед, сносит все на пути и регенерирует за считанные секунды. А высокая скорость некоторых классов усиливает это ощущение. Кажется, что противодействие с врагами сводится к банальному закликиванию. Но за этим стоит определенная система, которая зависит прокачки, пассивных навыков, брони и разных характеристик. Это соревнование, кто выбьет больше урона за единицу времени. Вашу стойкость обеспечивает нужный уровень брони, противодействие разному типу урона и регенерация, чтобы герой успел выстоять в поединке и смог вовремя восстановиться до следующей стычки. Попутно нужно разумно вкладываться в прокачку навыков и подбор оружия, чтобы достигать синергии урона и эффектов, подбирать оптимальное снаряжение.
Система прокачки продумана и разнообразна. Начальные пять классов имеют три специализации, что в итоге дает 15 типов бойцов с разными способностями. Огромное количество пассивных навыков с разными свойствами, активные боевые умения и у каждого ветвистое дерево прокачки с дополнительными параметрами. Каждый боец воспринимается по-разному. Вначале я играл проворной разбойницей, а потом попробовал сильного неповоротливого дикаря – и оказалось, что это совершенно разный игровой опыт, как будто две разные игры.
Первые пару часов игра не требует вдумчивого развития персонажа, все дает легко. Но чем дольше вы играете, чем выше ваш уровень, тем щепетильнее надо подходить к прокачке, внимательно читать описания и заранее продумывать направление прокачки скилов, чтобы достигнуть максимальной эффективности.
Также многое зависит от того, что надето на героя. Лут активно сыпется из каждого поверженного врага, и желание выбить какой-то новый предмет с удачным сочетанием характеристик подстегивает вас двигаться вперед. В этой охоте за добычей есть свой азарт, игра хорошо его подогревает. Предметы сильно различаются по свойствам, один и тот же доспех может иметь множество побочных эффектов и характеристик. Также есть разные легендарные предметы и комбинации предметов, которые позволяют создавать свои сеты, но выбить их очень непросто. Также у героя есть отсек, куда выкладываются особые реликвии разного размера, которые надо сочетать вместе, как элементы Тетриса.
Каждый предмет и оружие можно дополнительно прокачать с помощью волшебных осколков, которые добавляют им определённые свойства. Система эта хитрая, тут есть аффиксы, префиксы и ограниченные возможности для перековки. Любой элемент амуниции можно неплохо прокачать, если собрать необходимое количество осколков. Интересные предметы можно скидывать во вместительный сундук. Можно обмениваться предметами со спутниками в кооперативном режиме. Также есть аукцион, где вы можете торговать дорогими легендарными предметами.
При обилии навыков игра завязана на пять активных действий. И по мере открытия новых скилов вам придется выбирать, какие боевые умения ставить в активные ячейки. Это не всегда очевидно, поскольку прокачанные базовые заклинания и навыки могут быть эффективнее новых.
В плане врагов игра очень разнообразна. Каждая эпоха и локация предлагает свой бестиарий — от каких-то бродячих хищных растений и фэнтезийных «динозавров» до зомби и огромных демонических монстров. Они действуют и атакуют с применением разного типа урона и стихий.
Хотят так или иначе, основная тактика — бить и убегать. Даже сражения с боссами проходят примерно также, только бить их нужно дольше, а убегать быстрее. Но игру нельзя назвать однотипной, поскольку в ней есть ощущение слаженного механизма и отточенного геймплея, где все ваши действия, прокачка и правильное сочетание навыков влияют на героя и бои — а для таких игр это самое главное.
После прохождения основного сюжета в игре можно еще долго зачищать островки реальности, где вы столкнетесь с высокоранговыми противниками, новыми уникальными наградами и добычей.
Внешне игра выглядит неплохо, некоторые локации по-настоящему красивые. Хотя технологически она уступает той же Diablo IV. Если приблизить камеру, видна более слабая детализация, но в такой игре вряд ли есть необходимость играть с приближенной камерой.
А вот немного изменить ракурс, чтобы полюбоваться симпатичными локациями, хотелось бы — но это невозможно, камера фиксированная. Из-за этого некоторые крупные боссы иногда даже полностью не влазят в кадр.
В игре мало разрушаемых элементов, и в целом физика тут простая. Last Epoch не радует какой-то высокой интерактивностью окружения или зрелищными анимациями. Впечатления от музыки примерно такие же — качественные пафосные мелодии хорошо подходят для фэнтезийной истории, но нет какого-то своего уникального звучания и стиля.
Для оценки общих системных требования протестируем игру в трех разрешениях.
Тестовый стенд
- процессор: Intel Core i5-12600KF @5,1 ГГц
- материнская плата: Gigabyte Z690 UD AX
- видеокарта: GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition
- память: DDR5-5400 2x16 GB Kingston Fury
- накопитель SSD: Kingston KC400 256GB
- жесткий диск: Western Digital Purple WD40PURZ 4TB
- блок питания: Chieftec Polaris PPS-1050FC
- операционная система: Windows 10
- драйвер NVIDIA GeForce 551.52
Для тестирования повторялась пробежка по стартовой детализированной локации с насыщенной растительностью.
На фоне результатов GeForce RTX 2080 Ti можно сделать вывод, что игра нетребовательная. При максимальном качестве графики на детализированной локации в Full HD видеокарта выдает выше 180 кадров в секунду. С такими показателями очевидно, что для стандартного разрешения 1920x1080 будет достаточно старенькой GeForce GTX 1060. В 4K наш «старичок» приближается к 60 кадрам. Изменение профиля качества с Ultra на Very High обеспечивает ускорение около 20% в 4K. Это говорит о хорошей масштабируемости при понижении настроек. То есть вы сможете получить высокую производительность при снижении параметров даже на очень слабых видеокартах.
С процессорозависимостью проблем нет. Тестовый процессор при дефолтных частотах и в разгоне до 5,1 ГГц обеспечивал одинаковые результаты в Full HD. При этом игра работает в четыре потока, что хорошо видно по мониторингу загрузки ядер на скриншоте ниже. Загрузка ядер на Core i5-12600KF может превышать 40% в 1440p.
Какой-то дискомфорт из-за процессора возможен только на самых слабых мобильных CPU с низкой рабочей частотой.
Ниже демонстрация игрового процесса в 4K на видеокарте GeForce RTX 2080 Ti с процессором Intel Core i5-12600KF @5,1 ГГц:
Выводы
Перед подведением итогов надо отметить, что автор данного обзора не является большим фанатом жанра и лично не знаком с Diablo IV. Но даже поверхностное сравнение по видеороликам говорит о технологическом преимуществе игры Blizzard, что не умаляет достоинств Last Epoch. Это бодрая динамичная игра с разнообразными локациями, зрелищными сражениями и отличным ощущением мощного фэнтезийного бойца, который ловко уничтожает толпы монстров. Много разнообразного лута, есть азарт в поисках новых предметов. Интересная, но не перегруженная умениями система прокачки. У игры низкий порог вхождения, но по мере вовлечения она становится сложнее, глубже и интереснее. Очень приятный и динамичный «дьяблоид», который однозначно заслуживает внимания. Визуально игра выглядит приятно, а системные требования низкие, что делает игру доступной даже на слабых ПК. А еще игра без ограничений продается в российском Steam, что является дополнительным веским аргументом в пользу покупки Last Epoch.