Появившись в 2010 году, игра World of Tanks продемонстрировала всему миру, что тема танковых баталий чрезвычайно интересна любителям онлайн-развлечений. Неудивительно, что со временем появились новые желающие представить своё видение «игры про танки». Одним из наиболее любопытных и амбициозных проектов развивающих эту тематику стала совместная разработка российского издателя Mail.ru и небезызвестной американской студии Obsidian Entertainment — игра Armored Warfare, или как она с недавних пор именуется в русскоязычной версии — «Armored Warfare: Проект Армата».
Впервые о проекте стало широко известно после 19 марта 2014 года, когда он был официально анонсирован в ходе выставки GDC. Вскоре после этого поочередно стартовали этапы альфа- и закрытого бета-тестирования, а 13 сентября был объявлен старт открытого бета-тестирования игры. Другими словами, с этого момента принять участие в игре может любой желающий, а потому и у нас есть повод разобраться, чем же примечательно новое творение Obsidian.
Если говорить сухим языком определений, то перед нами масштабный танковый MMO-экшен, на первый взгляд, весьма похожий на своего популярного предшественника родом из Белоруссии. Однако при более пристальном взгляде становится ясно, что отличий не так уж и мало. Во-первых, это временной период, охватываемый игрой. До сих пор аналогичные проекты были сосредоточены на технике периода Второй мировой войны, и он успел порядком приесться. Armored Warfare предлагает не столь заезженный сеттинг современного танкового боя, в который входят разнообразные бронированные машины, начиная с появившихся в 50-х годах прошлого столетия и до наиболее современных образцов отечественного и западного ВПК. В свою очередь это диктует расширившийся относительно середины XX столетия арсенал средств защиты и нападения. На данный момент в игре уже реализованы такие присущие современным боевым машинам особенности как комплексы активной защиты, динамическая броня, управляемые ракеты и другие.
Еще одной интересной особенностью игры стал так называемый PvE-режим. В нём команде из пяти игроков предстоит выполнять контракты, сражаясь с противниками, управляемыми искусственными интеллектом. Каждый контракт предполагает участие в одной из операций, проводимых, по легенде, в разных частях света. Контракты обновляются через определенный промежуток времени, в течение которого игроки могут выполнять имеющиеся задания, изучая карты, оттачивая навыки и получая награды.
Разумеется, законы жанра диктуют и некоторую схожесть с существующими представителями жанра. Одним из столпов геймплея является прокачка и приобретение новой техники. Как и в World of Tanks, доступные боевые машины разбиты на 10 уровней. В нашем случае на первых уровнях находятся машины первого послевоенного поколения, например, Т-54, ПТ-76, или американский M48 Patton; на десятом уровне – наиболее современные и перспективные разработки – германский Leopard 2A7+ или последнее детище российских оружейников Т-14 Армата.
Отметим, что на момент написания публикации в игре доступны только первые восемь уровней техники, остальные будут добавляться по мере развития проекта. Однако и здесь разработчики несколько отошли от привычной механики распределения машин по разным веткам развития. В Armored Warfare техника избавилась от привязки к стране производителю. Вместо это мы имеем так называемых «поставщиков», каждый со своим деревом прокачки. На данный момент таких поставщиков два, и, как уже было сказано, в ассортименте каждого присутствует боевая техника различных стран. Внутри ассортимента поставщика существует знакомое разделение по классам техники (основные боевые танки, боевые бронированные машины, истребители танков, артиллерия). В отличие от того, что мы видели ранее, для начала исследования нового класса необходимо не просто набрать определенное количество опыта в боях, но и выполнить несколько условий. В качестве такого условия может быть, например, необходимость нанести, или, наоборот, заблокировать бронёй танка некоторое количество урона. К слову, если вы уже выполнили условие на открытие нового класса, но еще не прокачали все предшествующие образцы техники, то всё равно можете приобрести машину из открытой ветки. Таким образом, при прокачке веток иногда целесообразно использовать премиумную технику, что позволит попутно поправить и финансовое положение.
Интерес вызывает и система экипажей. Она построена вокруг командиров — они имеют собственные умения (причем разные командиры могут обладать разными навыками), которые изучаются по мере накопления боевого опыта. В отличие от прочих членов экипажа, командиры способны перемещаться между машинами, в то время как обычные танкисты используются только на конкретной единице техники. Последние также обладают набором навыков, из которых по мере развития игрок может собрать собственный уникальный набор, соответствующий предпочитаемому стилю игры.
Перед тем как рассмотреть главную составляющую игрового процесса — бои против других игроков в PvP-режиме, отметим ещё один любопытный компонент — собственную базу игрока. Идея в чем-то перекликается с укрепрайонами, доступными в клановом режиме World of Tanks, но в версии от Armored Warfare доступная каждому игроку. Постройки на базе осуществляются за специальный ресурс, называемый материалами. На сегодня единственный способ получения материалов — ежедневные автоматические начисления. Для получения очередной поставки необходимо зайти в игру и нажать на кнопку “собрать”. В будущем обещают ввести дополнительные возможности по добыче материалов — вероятно, они будут выдаваться за PvE-миссии или достижения в PvP-режиме. Каждое новое строение даёт уникальный бонус, влияние которого может быть усилено за счёт развития постройки. При помощи построек на базе можно увеличить получаемый экипажем опыт, снизить стоимость дополнительного оборудования или получить скидку на покупку премиум-аккаунта.
Пытаясь подобрать описание для происходящего на полях сражений Armored Warfare, сложно удержаться от сравнения с прямым конкурентом и идейным вдохновителем. Скажем прямо — ветеран World of Tanks, впервые попав на поля сражений «Проекта Армата», не затратит много времени на акклиматизацию. Перед нами старый как мир принцип «камень-ножницы-бумага», переложенный на танковую тематику. Бронированные и мощные, но неповоротливые ОБТ противостоят «картонным» и юрким боевым машинам, а вездесущая артиллерия точечными ударами старается нанести максимальный ущерб до тех пор, пока кому-то не удастся подобраться к ней на достаточно близкое расстояние. Тем не менее, и тут присутствуют детали, которые выделяют Armored Warfare на фоне конкурентов. Современные боеприпасы и разнообразные типы брони существенно расширяют вариативность боевых ситуаций. Например, обычные подкалиберные снаряды могут иметь худшее заброневое воздействие (читай урон) в сравнении с кумулятивными боеприпасами, но лучше справляться с пробитием современной комбинированной брони. А такое средство уничтожения противника как управляемые ракеты крайне медленно летят, зато наносят ошеломляющий урон.
Геймплей Проекта Армата в текущем состоянии более динамичный, нежели тот, что могут предложить конкуренты, и в этом несомненный плюс игры. Способствуют этому несколько факторов. Среди основных можно выделить большое количество высокомобильных легкобронированных машин, которые при этом обладают достаточной огневой мощью, чтобы представлять реальную опасность для тяжелобронированных ОБТ. Такой баланс сохраняет интерес игры на лёгких машинах, и позволяет игрокам демонстрировать эффективную игру на этом классе техники. Еще одним аспектом, который наверняка найдет отклик в сердцах многих пользователей, прошедших школу WoT, является роль артиллерии. В Armored Warfare урон, наносимый «богами войны», сравнительно невысок, а у игрока, попавшего под прицел, появляется специальный индикатор. Потому у танкистов нет стимула стоять до последнего в укрытии, опасаясь внезапного подарка с неба — это оставляет намного больше пространства для реализации тактических задумок.
Графический движок CryEngine3, положенный в основу Armored Warfare, хоть и не выдает картинку уровня Crysis 3, всё равно обеспечивает графику весьма неплохого уровня. Немалая заслуга в этом художников и дизайнеров, сумевших вдохнуть жизнь в игровые карты. Отдельного внимания заслуживает реализация различных световых эффектов и взрывов. При каждом удобном случае на экране устраивается настоящая огненная феерия, что значительно добавляет зрелищности процессу. К сожалению, не обошлось и без некоторых недочетов. В моделях техники хотелось бы видеть больше деталей — на данный момент они кажутся чересчур прилизанными, как игрушечные модели. Также не хватает отображения пробитий — даже находящийся на грани уничтожения танк визуально сохраняет первозданный глянец. Но пока не стоит судить слишком строго — игра только вышла из стадии закрытого бета-теста, у разработчиков еще есть время на исправление и улучшение проекта.
Графические красоты требуют от игрока достаточно мощного компьютера. Так, на системе автора, которая включает в себя CPU Intel Core-i7 930, видеокарту Radeon HD 7790 с 2 ГБ памяти и 6 ГБ RAM, при максимальных настройках и активированном сглаживании fps падал до неиграбельных 20 кадров в секунду. Отключение сглаживания и перевода параметров «частицы» и «постобработка» в значение «Очень высоко» оказалось достаточно, чтобы достичь 30 fps и выше.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что проект от Obsidian, хоть не является первопроходцем в своём жанре, однозначно пристального внимания. Сохранив все положительные черты World of Tanks, создатели Armored Warfare постарались максимально учесть недостатки белорусского танкового экшена и не повторять их. Особый интерес игра должна вызвать у поклонников современной боевой техники — в таком разнообразии она больше не представлена ни в одной игре.