Серия Amnesia является знаковой для жанра хорроров, поскольку она популяризировала концепцию бессильного героя, который вынужден убегать и прятаться. Хотя все основные механики и нарративные приемы были реализованы студией Frictional Games еще в серии Penumra, именно Amnesia: The Dark Descent стала их квинтэссенцией. Позднее вышла Amnesia: A Machine for Pigs от других разработчиков. Была еще фантастическая подводная SOMA, подкупавшая не только жуткой атмосферой, но и философскими вопросами, которая она ставила перед игроком. А в конце 2020 года Frictional Games снова вернулась к известной серии и представила Amnesia: Rebirth.
События новой игры происходят в 1937 году в Северной Африке. В результате крушения самолета с научной экспедицией группа выживших оказывается потеряна в песках. Главная героиня, Таси Трианон, просыпается от забытья внутри разбитого самолета. С моменты катастрофы прошло несколько дней, и Таси совершенно не помнит, что в происходило в течение этого времени.
Пытаясь разобраться в происшедшем, она находит следы выживших и проникает в глубокие темные пещеры, которые уводят ее в пучину безумия и мифических тайн.
Продемонстрировав на короткое время яркие пустынные пейзажи, игра быстро погружает нас в знакомую с сумрачную атмосферу. На первых этапах Amnesia: Rebirth совершенно не пытается удивить игрока, используя знакомые приемы. Тьма давит на сознание героини, отчего она теряет рассудок. Поэтому мы бродим внутри пещерного лабиринта, двигаясь от одного источника света к другу, или подсвечивая себе путь спичками. Но это нагнетаемое напряжение кажется пустым, хотя порою на нас натравливают местных призраков.
Попутно история пытается нагнать интригу, но изначально она кажется какой-то пресной и банальной. Сразу угадываются мистические мотивы и знакомые повествовательные приемы. Подается сюжет через рисованные флэшбеки и записки. Окружение малоинформативно, поэтому хождение по пустым темным коридорам быстро надоедает.
Со временем повествование обрастает новыми деталями, усложняя понимание происходящего — разрушенные селения, изувеченные трупы, призраки во тьме и проникновение в параллельные миры. На это накладывается личная драма, где осознание потери мужа в какой-то момент сменяется понимаем того, что героиня беременна. И это ключевой момент личной мотивации, который вплетен в мистическую историю, завязанную на древних потусторонних силах. Осознание всей картины сформируется в финале, где героиня осознает нечто новое о себе и о том, какой сложный выбор ей предстоит сделать.
Геймплей не предлагает ничего нового, опираясь на знакомые механики. Мы изучаем локации, осматриваем предметы, прячемся и убегаем от врагов, решаем головоломки. Это по-прежнему тесная камерная история, которая давит на чувство внутренней клаустрофобии и страх темноты, иногда разбавляя их вылазками на поверхность. Все это уже слабо цепляет. А вот обновленные быстрые монстры могут местами пощекотать нервы, и первые погони заставят откровенно напрячься.
Больше всего запоминаются этапы с погружением параллельный мир. Визуальный дизайн и мрачная музыка создают великолепную таинственную атмосферу, где мы ощущаем себя потерянным внутри чего-то неосознанного и могучего. В такие моменты Amnesia: Rebirth увлекает сильнее, чем в динамических сценах с побегом от преследователей.
Отдохнуть от напряжения позволяют головоломки, которые логично вплетены в повествование. В основном от нас требуются простейшие манипуляции с предметами, но периодически возникают крупные задачи, связанные с разными элементам окружения и предметами — сбор ингредиентов и создание снаряда, запуск древнего механизма с поиском батарей и т.п.
Amnesia: Rebirth использует внутренний движок студии HPL3.5 Engine, который работает в среде API Open GL. Графику подтянули относительно прошлых игр, но до современных проектов она не дотягивает.
Сцены с порталами и пещеры с игрой света и бликов на камнях выглядят симпатично. Но по большей мере игра запоминается темными коридорами.
Для комплексной оценки производительности мы провели тестирование разных видеокарт NVIDIA и AMD в трех режимах.
Тестовый стенд:
- процессор: Intel Core i9-9900K
- материнская плата: ASUS ROG STRIX Z390-E GAMING
- память: DDR4-3600 2x16 GB Team T-Force Vulcan Z
- накопитель : Kingston A2000 NVMe 1TB
- блок питания: Seasonic SS-750KM
- операционная система: Windows 10
- драйвер NVIDIA GeForce 461.40
- драйвер AMD Radeon Adrenalin Edition 21.1.1
Выполнялась тестовая пробежка в пещере со сложным освещением, где наблюдались серьезные просадки производительности. Максимальное качество графики Very High.
В разрешении Full HD с игрой справляется GeForce RTX 1060. Radeon RX 580 немного хуже, но с учетом того, что на большинстве локаций fps выше, серьезного дискомфорта на протяжении всей игры не будет.
В более высоком разрешении наблюдается серьезная разница между решениями NVIDIA и AMD в пользу первых. Если GeForce RTX 2060 Super тут избыточна, то Radeon RX 5700 XT как раз хватает для 60+ fps.
В 4K одинаковые показатели у GeForce RTX 2070 Super и Radeon RX 6800. GeForce RTX 3070 обеспечивает более 60 кадров даже в тяжелой тестовой сцене.
Демонстрация Amnesia: Rebirth в 4K на видеокарте GeForce RTX 3070 представлена ниже.
Выводы
Amnesia Rebirth — достойный наследник серии. Это самостоятельная история в знакомой игровой вселенной с множеством отсылок к первой игре. В отличие от простой по структуре готической страшилки The Dark Descent новая часть пытается быть более глубокой и драматичной, вплетая тему материнства и самопожертвования. Но на уровне геймплея и нарративных методов вовлечения Rebirth остается слишком старомодной, в ней мало элементов, которые увлекут современного игрока. В итоге получается хорошая игра для любителей неторопливых хорроров и повествовательных игр. Но если вы предпочитаете эффектные динамичные хорроры, можно проходить мимо.