Новая часть Fallout уже открыла свои пустоши для путников. И мы начинаем серию статей по этой игре. Первым делом изучим производительность графических карт в Fallout 4.
Fallout 4 базируется на обновленном движке Creation Engine, первая версия которого использовалась в The Elder Scrolls: Skyrim. Новая игра поддерживает DirectX 11, использует сложные шейдеры и физически корректный рендеринг поверхностей с учетом их материала. Реализован объемный туман и дым. Задние планы размываются при помощи линзового эффекта Depth of Field. В Fallout 4 реализована более продвинутая система освещения, что хорошо заметно после Skyrim. А эффект плотных лучей света делает картинку еще живее и красивее.
Какие видеокарты обеспечат комфортный уровень fps при максимальном качестве графики? Это мы сейчас и выясним, сравнив видеокарты разных ценовых категорий и разных поколений в двух разрешениях.
В тестировании примут участие видеокарты разных поколений и разных ценовых категорий. Столь обширный список участников требует детального представления. Для этого приведем две таблицы с техническими характеристиками видеокарт NVIDIA GeForce и AMD Radeon.
|
GeForce GTX 980 Ti |
GeForce GTX 970 |
GeForce GTX 780 Ti |
GeForce GTX 780 |
GeForce GTX 960 |
GeForce GTX 950 |
GeForce GTX 760 |
GeForce GTX 750 Ti |
Архитектура |
Maxwell |
Maxwell |
Kepler |
Kepler |
Maxwell |
Maxwell |
Kepler |
Maxwell |
Кодовое имя GPU |
GM200 |
GM204 |
GK110 |
GK110 |
GM206 |
GM206 |
GK104 |
GM107 |
Количество транзисторов, млн. |
8000 |
5200 |
7100 |
7100 |
2940 |
2940 |
3500 |
1870 |
Техпроцесс, нм |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
Площадь ядра, кв. мм |
601 |
398 |
561 |
561 |
228 |
228 |
294 |
148 |
Количество потоковых процессоров |
2816 |
1664 |
2880 |
2304 |
1024 |
768 |
1152 |
640 |
Количество текстурных блоков |
176 |
104 |
240 |
192 |
64 |
48 |
96 |
40 |
Количество блоков ROP |
96 |
56 |
48 |
48 |
32 |
32 |
32 |
16 |
Частота ядра*, МГц |
1000/1075 |
1126/1216 |
876/926 |
863/900 |
1126/1178 |
1024/1188 |
980/1033 |
1020/1085 |
Шина памяти, бит |
384 |
256 |
384 |
384 |
128 |
128 |
256 |
128 |
Тип памяти |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
Эффективная частота памяти, МГц |
7010 |
7010 |
7010 |
3072 |
7010 |
6610 |
6008 |
5400 |
Объём памяти, Мбайт |
6144 |
4096 |
3072 |
3072 |
2048 |
2048 |
2048 |
2048 |
Интерфейс |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
Уровень TDP, Вт |
250 |
145 |
250 |
250 |
120 |
90 |
170 |
60 |
*Указаны частоты Base Clock и Boost Clock, отвечающие стандартным спецификациям.
|
Radeon R9 Fury |
Radeon R9 390X |
Radeon R9 290X |
Radeon R9 290 |
Radeon R9 280X |
Radeon HD 7970 |
Radeon R9 270X |
Radeon R9 270 |
Radeon R7 360 |
Архитектура |
GCN 1.2 |
GCN 1.1 |
GCN 1.1 |
GCN 1.1 |
GCN 1.0 |
GCN 1.0 |
GCN 1.0 |
GCN 1.0 |
GCN 1.1 |
Кодовое имя GPU |
Fiji |
Grenada |
Hawaii |
Hawaii |
Tahiti |
Tahiti |
Curacao |
Curacao |
Tobago |
Количество транзисторов, млн. |
8900 |
6020 |
6020 |
6020 |
4313 |
4313 |
2800 |
2800 |
2080 |
Техпроцесс, нм |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
Площадь ядра, кв. мм |
596 |
438 |
438 |
438 |
352 |
352 |
212 |
212 |
160 |
Количество потоковых процессоров |
3584 |
2816 |
2816 |
2560 |
2048 |
2048 |
1280 |
1280 |
768 |
Количество текстурных блоков |
224 |
176 |
176 |
160 |
128 |
128 |
80 |
80 |
48 |
Количество блоков ROP |
64 |
64 |
64 |
64 |
32 |
32 |
32 |
32 |
16 |
Частота ядра, МГц |
До 1000 |
До 1050 |
До 1000 |
До 947 |
1000 |
925 |
1050 |
925 |
1050 |
Шина памяти, бит |
4096 |
512 |
512 |
512 |
384 |
384 |
256 |
256 |
128 |
Тип памяти |
HBM |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
GDDR5 |
Эффективная частота памяти, МГц |
1000 |
6000 |
5000 |
5000 |
6000 |
5500 |
5600 |
5600 |
6500 |
Объём памяти, Мбайт |
4096 |
8192 |
4096 |
4096 |
3072 |
3072 |
2048 |
2048 |
2048 |
Интерфейс |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
PCI-E 3.0 |
Уровень TDP, Вт |
275 |
275 |
275 |
275 |
250 |
250 |
180 |
150 |
100 |
Использовались референсные видеокарты или нереференсные модели с подогнанными под стандартный уровень частотами. В случае нестандартных топовых моделей NVIDIA ограничивалось пиковое значение Boost и немного снижался лимит мощности, чтобы получить изменяемую частоту ядра. На диаграммах указано базовое значение и пиковое значение Boost. К сожалению, в этот раз у нас не имелось на руках GeForce GTX 980. В качестве альтернативы добавлена видеокарта GeForce GTX 970 с разгоном до 1280 МГц по базовой частоте ядре при пиковом Boost вплоть до 1495 МГц, разгон памяти до 8000 МГц. При таком разгоне GeForce GTX 970 должна примерно находиться на уровне производительности GeForce GTX 980 или около того. Что касается старых Radeon R9 290 и Radeon R9 290X, то они работали с улучшенным охлаждением без просадок по частоте, что можно рассматривать как аналог скоростного Uber-режима.
Тестовый стенд
- процессор: Intel Core i7-3930K @4,4 ГГц
- материнская плата: ASUS Rampage IV Formula
- память: Kingston KHX2133C11D3K4/16GX, 1866 МГц, 4x4 ГБ
- жесткий диск: Hitachi HDS721010CLA332, 1 TБ
- блок питания: Seasonic SS-750KM
- операционная система: Windows 7 Ultimate SP1 x64
- драйвер GeForce: NVIDIA GeForce 359.06
- драйвер Radeon: Crimson Edition 15.11.1 beta
Тестирование проводилось в ручном режиме путем переигрывания одинаковой игровой сцены со строгим соблюдением действий, частота кадров измерялась Fraps. Тестовая сцена длинная и разнообразная, в кадре есть лесистые склоны, поселок, водные поверхности и лучи света.
Этот тест повторялся по 6-7 раз для каждой видеокарты (в зависимости от стабильности конечных данных).
Установлено максимальное качество графики при сглаживании TAA. Эти настройки для разрешения 1920x1080 отображены ниже.
Отметим еще, что для тестирования разблокировалось ограничение по частоте кадров. Как разблокировать ограничение в 60 fps в Fallout 4? Легко! Входите в «Мои документы», далее My Games, далее папка Fallout4. Полный путь имеет вид «Имя пользователя\Documents\My games\Fallout4». В папке открываете в блокноте или любом текстовом редакторе файл Fallout4Prefs.ini, в строке «iPresentInterval=1» меняете значение на 0, т.е. ставите «iPresentInterval=0». После этого играете без ограничений по fps, заодно и отзывчивость прицела в игре станет лучше. Обратите внимание, что после любого изменения настроек значение iPresentInterval сбросится в значение по умолчанию. Поэтому выставьте в параметрам файла «только чтение» или повторно меняйте значение iPresentInterval, если у вас есть необходимость периодически корректировать настройки графики.
Основным разрешением в нашем тестировании станет режим 1920x1080. В нем мы сравним всех участников — от самых слабых до самых мощных.
Очень низкие результаты у GeForce GTX 750 Ti и Radeon R7 360, для них придется снижать настройки. Среди NVIDIA приемлемые результаты показывают уже GeForce GTX 760 и GeForce GTX 950, которые почти равны. Среди видеокарт AMD минимально приемлемым вариантом является Radeon R9 270X. Очень близкие результаты у GeForce GTX 960 и Radeon R9 280X, и это при 128-битной шине против 384-битной у Radeon. GeForce GTX 970 со стандартными частотами оказывается максимально близок к старому флагману GeForce GTX 780 Ti, попутно демонстрируя минимальное отставание от Radeon R9 290X в Uber-режиме. После разгона видеокарта GeForce GTX 970 почти нагоняет Radeon R9 Fury. Примерно на таком же уровне находится отсутствующий в данном сравнении GeForce GTX 980. Ну а безоговорочным лидером вполне ожидаемо выступает GeForce GTX 980 Ti.
Теперь посмотрим, как справятся видеокарты с разрешением 2560x1440. Самые слабые участники из этого тестирования сразу отброшены.
В тестовой сцене использовалось менее 2 ГБ видеопамяти даже в таком режиме, так что объем памяти не играет важной роли. Но GeForce GTX 960 все равно теряет позиции относительно соперников AMD, проигрывая теперь Radeon HD 7970. Вот только все эти участники не в состоянии обеспечить достойный уровень производительности. Для них придется снижать параметры графики или прибегать к разгону. Немного теряет позиции и GeForce GTX 970, этот участник теперь наравне с Radeon R9 290. По GeForce GTX 780 Ti повышение разрешения бьет еще сильнее, особенно проседает минимальный fps, теперь старый флагман на фоне более молодого соперника GeForce GTX 970 выглядит еще слабее. Последний же после разгона оказывается на несколько процентов дальше от уровня производительности Radeon R9 Fury, чем это было в более низком разрешении.
Для регулировки качества лучей света в дополнительных настройках игры есть отдельный параметр. И он единственный не устанавливается в максимальное значение после выбора профиля Ultra-качества, оставаясь на высоком уровне. Это связано со значительным влиянием на производительность Ultra-лучей при минимальной визуальной разнице. Но мы не можем пройти мимо такого режима. Принудительно переключает лучи в максимальное качество и заново проводим тестирование старших участников.
Действительно имеет место резкое падение производительности. GeForce GTX 980 Ti теряет почти 20% по средней частоте кадров и более 40% по минимальному fps! При этом Fury теряет лишь несколько процентов. В итоге общий баланс меняется, и видеоадаптер AMD оказывается лучше по минимальному параметру. Небольшие потери и у Radeon на базе ядра Grenada/Hawaii, что тоже меняет баланс в их пользу в сравнении с GeForce GTX 970. Тяжелее всех переносит такой режим GeForce GTX 780 Ti, этот участник при Ultra-лучах просто не в состоянии обеспечить достойную производительность при разрешении 2560x1440.
Выводы
В разрешении 1920x1080 игра Fallout 4 отличается умеренными требованиями. В таком режиме при максимальной графике комфортно играть можно на GeForce GTX 960, и даже с GeForce GTX 950 не будет особого дискомфорта. В более высоком разрешении 2560x1440 достаточный уровень производительности обеспечивает GeForce GTX 970, GeForce GTX 780 Ti или сопоставимые модели от AMD. Нельзя не обратить внимание на заметную дифференциацию между видеокартами поколения Kepler и Maxwell. На новой архитектуре игра идет быстрее. Это справедливо и для решений AMD, их видеокарты последних версий архитектуры GCN демонстрируют хороший отрыв от топовых в прошлом Radeon на ядре первой версии GCN-архитектуры.
Крайне критичным для производительности на видеокартах GeForce является максимальное качество лучей света. Напомним, что по умолчанию оно никогда не используется и требует дополнительного ручного переключения в меню дополнительных настроек. Эти настройки сильно бьют по быстродействию, приводя к серьезным просадкам fps. Зато такой режим дается с меньшими потерями на Radeon, это нельзя не отметить. Но на фоне мизерного влияния на картинку особого смысла в максимальном качестве лучей нет. Используйте обычные Ultra-настройки с тем качеством лучей, которое предлагает игра.