Версия для печати

Последние годы выходит много хороших изометрических тактик, особенно с пошаговыми боями в духе XCOM. Попадаются и реалтаймовые тактики, включая недавнее возрождение классики жанра в лице Commandos Origins. По трейлерам игра Eriksholm: The Stolen Dream от шведской студии River End Games выглядела, как очередной представитель этого жанра. Но оказалось, что проект очень далек от таких игр. Это простое стелс-приключение с акцентом на сюжет, но с притягательной атмосферой и особым обаянием.

События игры происходят в выдуманном городе Эриксхолм, который является отражением индустриального общества начала XX века. Это приморский город с красивыми районами и шармом старой Европы, плюс паровые машины и большие фабрики. Но одновременно это разделенное общество с богатыми небожителями и бедняками-рабочими в темных кварталах. Девочка Ханна вместе с братом Херманом проживает в одном из таких кварталов, пока брат однажды не приходит с работы. Спустя время в комнату сирот вламываются представители сил правопорядка и начинают поиски брата. Чувствуя неладное, Ханна тоже делает ноги и начинает свои поиски мальчика.

Беглянка скрывается от всех, пытаясь выбраться в безопасное место. Попутно она узнает, что в поиски мальчика впутаны высшие чины, и вся эта история выглядит очень странно. Постепенно личная история злоключений двух сирот разрастается до социальной истории про лекарство от страшной болезни, обман и политические интриги. Периодически разыгрывается настоящая драма. Судьба готовит для героини тяжелые испытания, которые заставят ощутить боль утрат и проникнуться чувством мести.

Сюжет затрагивает много серьезных тем, но касается их вскользь и демонстрирует все с какой-то простой и наивной перспективы. Cобытия игры происходят в изометрии, многие драматические моменты и сцены тоже подаются с этой перспективы. Есть кинематографические ролики, но их крайне мало, и они в основном посвящены затянутым диалогам. В целом это не взрослая суровая история, а подростковая сказка в антураже старой Европы — милая, трагичная и немного мрачная. И такая подача истории отлично вписывается в общую стилистику и антураж.

С момента первого выхода в город игра сразу радует красивыми видами. Тут просто приятно крутить камеру и изучать локацию. Хотя сам игровой процесс вначале кажется очень простым. Героиня использует крыши, обходные пути и укрытия, чтобы избегать лишних глаз. Это не требует каких-то сложных мыслительных процессов и обманных маневров. Мы просто выжидаем, пока враг отвернется или отойдет, чтобы перейти от одного укрытия к другому. Многие решения очевидны и какого-то простора для экспериментов нет. Но нет и второго шанса — любая тревога сразу приводит к окончанию игры. Убежать после обнаружения или отбиться от преследователя не получится — хрупкая девушка на это не способна.

В какой-то момент у героини появляется духовая трубка и возможность стрелять дротиками, чтобы усыплять противников. Но действовать нужно исключительно из укрытия, а также приходится прятать спящих от чужих глаз. Потом игра превращается в изучение подземного лабиринта, где нужно расшифровывать подсказки для выбора безопасного направлением — не сложно, но определенное разнообразие в игру вносит.

Полностью игра начинает раскрываться с появлением дополнительных персонажей. На определенном этапе к нам подключается бывшая наставница Ханны и опытная воровка, которая умеет отвлекать внимание противников с помощью камушков, разбивает фонари и залазит по водостокам, что недоступно девочке. На следующем этапе к ним присоединятся крепкий мужчина, который может придушить солдата со спины и проплыть из одного места в другое.

Игровые ситуации становятся более сложными и запутанными, требуя совместных действий всех участников. Часто они физически не могут идти одним путем, рассредотачиваясь по локации и выполняя разные действия, чтобы помочь друг другу. Например, один персонаж отвлекает внимание, другой усыпляет, а третий избавляется от тела. Каждая встреча с противниками напоминает стелс-головоломку, где нужно найти правильную комбинацию действий. Поведение врагов строго предсказуемо, что облегчает задачу. А дизайн сам подсказывает верное решение — нам нужна лишь четкость всех действий и определенная скорость, чтобы уложиться во временные рамки.

К примеру, для устранения сильных солдат, нужно успеть выстрелить дротиком и придушить его со спины. Это означает, что его нужно взять в кольцо, но не выходить из укрытия, выжидая оптимальный момент для выстрела и того, чтобы подбежать со спины. Часто это связано с какими-то механизмами — спуск разводного моста или запуск тележки, чтобы подвезти напарника или создать для него тень. В некоторых зонах надо использовать шум от поезда или звенящего пола, чтобы обмануть окружающих.

В сравнении с полноценными тактическими играми тут откровенно мало способностей у каждого героя. У нас ограниченный набор игровых механик для взаимодействия с окружением. Это тот случай, когда визуальное наполнение богаче геймлейного. Зато у персонажей четкая специализация, каждый играет строго отведенную роль в общем стелс-механизме. И это органично вписано в нарративное повествование. Плюс игра постоянно меняет ситуации и условия, в чем-то ограничивая нас или меняя состав команды. Поэтому играется все равно интересно и по-своему увлекательно.

Саундтрек лично у меня вызвал неоднозначные впечатления. Меланхоличные мелодии создают приятный фон для изучения локаций и тихого размеренного геймплея. Но музыка на фоне диалогов и постановочных сцен порою вызывает диссонанс.

Eriksholm: The Stolen Dream использует движок Unreal Engine 5, но демонстрирует неожиданно высокую производительность. Городские улочки со своей эстетикой и богатые районы с пышной архитектурой откровенно радуют глаз. Картинка сочная и симпатичная.

Детализация объектов явно небольшая, игра не перегружена сложными эффектами, но при высоком положении камеры такие недостатки просто незаметны. Это хороший пример того, что художественный дизайн важнее технологий.

Стоит отметить, что Eriksholm: The Stolen Dream работает под DirectX 11. Для старых GPU это тоже будет небольшим плюсом.

Для наглядности проведено тестирование игры при максимальных настройках графики в трех разрешениях.

Тестовый стенд

  • процессор: Intel Core i5-12600KF @5,1 ГГц
  • материнская плата: Gigabyte Z690 UD AX
  • видеокарта: GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition
  • память: DDR5-5400 2x16 GB Kingston Fury
  • накопители: Kingston KC400 256GB, Adata XPG SX8200 Pro
  • блок питания: Chieftec Polaris PPS-1050FC
  • операционная система: Windows 10
  • драйвер NVIDIA GeForce 576.40

Повторялась определенная последовательность действий с осмотром первой городской локации.

Неожиданно оказалось, что производительность уперлась в центральный процессор. Это хорошо видно по минимальной разнице результатов в разрешениях 1920x1080 и 2560x1440. В таком формате наблюдалась неполная загрузка GPU. Интересная ситуация с загрузкой процесора Core i5-12600KF. У него 6 больших ядер (12 потоков с Hyper-Treading) и 4 энергоэффективных ядра. Основная нагрузка ложится на 6 основных потоков (они загружены на 60-80%), то есть Hyper-Treading и малые ядра не эффективны в данной игре.

Даже в 4K графический процессор не загружен на все 100%, то есть все равно идет упор в CPU. Однако это не мешает получить высокую производительность на ПК с Core i5-12600K и GeForce RTX 2080 Ti.

Выводы

Eriksholm: The Stolen Dream — драматическая сказка с самобытной атмосферой и красивое изометрическое приключение со стелсом. Игра приятно погружает в выдуманный проработанный мир, где вы решаете разнообразные стелс-головоломки. Все это в узких сценарных рамках с ограниченным набором игровых механик. Выглядит беднее многих изометрических игр схожего жанра, но вместе работает слаженно и интересно. Есть тут что-то милое и ламповое, из-за чего Eriksholm совершенно не хочется ругать. Очень приятная и душевная игра, которая порадует ценителей стелса.