Версия для печати

За последние несколько лет студия inXile Entertainment успела реанимировать пару старых серий, выпустив Wasteland 2 и Torment: Tides of Numenera. В прошлом году очередь дошла до еще одной легендарной RPG-серии под названием The Bard's Tale. Этот призрак из далекого прошлого уже пытали перезапустить более десяти лет назад в виде отдельной игры без порядкового номера. Но недавно была выпущена новая номерная часть, где наличие порядкового номера стало символом преемственности старых традиций. The Bard's Tale IV: Barrows Deep прошла привычный путь с ранним доступом в Steam, однако релиз все равно был омрачен обилием технических проблем. Это привело к обилию негативных отзывов. Но спустя время можно смело погружаться в мир Barrows Deep, где все критические ошибки уже поправлены патчами. Препятствием может стать только плохая оптимизация. Системные требования высокие, поэтому вопрос производительности стоит остро. Мы выявим оптимальные видеокарты для игры, протестировав разные модели NVIDIA и AMD в трех разрешениях.

События The Bard's Tale IV происходят в типичном фэнтезийном мире, в городке Скара Брэй. Здесь лютует религиозный орден, развешивающих несогласных на центральной площади. В таких условиях и начинается наша история. Вначале мы создаем героя или выбираем предлагаемую по умолчанию протагонисту, встречаемся с  напарником и начинаем изучать городские улочки.

Оправдывая название, игра предлагает нам примерить роль барда, который вступает в особую Гильдию искателей приключений. Впрочем сама гильдия быстро становится объектом нападения и все бардское сообщество перебирается в подземные трущобы. Выполняя разные поручения, мы постепенно распутываем нити хитрого заговора. Таинственный орден плетет интриги, пытаясь поссорить людей и представителей фэнтезийных рас — подстраивая убийства, похищения и прочие провокации. За всем этим стоит тень побежденного в далеком прошлом мага, который при помощи приспешников пытается вернуться из небытия и принести с собой небольшой апокалипсис.

Передвигаться по миру можно в свободном режиме, но при встрече с врагом мы переходим в пошаговый режим. Каждое сражение проходит не аренах с клетками, где сталкиваются наши команды. Начиная с двух товарищей, мы к концу игры сможем довести число своих бойцов до шести. Каждый персонаж по-своему уникален, его боевая специализация и возможности определяет его роль в схватке.

Ключевым моментом является инициатива. Поэтому лучше атаковать первым, чтобы получить право первого удара. Герои располагаются в два ряда. На первой линии лучше выставить мощных бойцов, которые могут нанести приличный урон ближними ударами или выдержать больше вражеских атак. Расположенные сзади бойцы будут эффекты в роли поддержки, используя защитные или вспомогательные заклинания. Боевая система проста в базовых правила, но в ней много нюансов. Важную роль играет позиция, продуманные командные действия и правильная тактика против разных противников.

Успешный исход боя зависит не только от возможности нанести максимальный урон, важное значение имеет сочетание спецспособностей и атак. Например, один персонаж задействует навык заточки оружия, повышая урон на несколько ходов, другой вызывает защитное заклинание, третий уменьшает врагов, повышая их уязвимость. И после такого подготовительного этапа все последующие действия будут максимально эффективны.

Список врагов разнообразен. На пути нам попадаются разные монстры, дикое зверье, колдуны, культисты. Все они обладает особым набором возможностей. Есть простые бойцы с мечом или луком, а есть персонажи, которые активно используют магию. Колдуны могут призывать себе подмогу из гоблинов или других созданий, накладывать эффекты на союзников и задействовать мощные боевые заклинания. Они могут иметь небольшой запас здоровья, но мощный щит, поглощающий значительный урон.Поэтому при большом количестве противников нужно правильно выбирать приоритетные цели.

Предварительно оценить шансы на успех можно до начала боя. Нужно подобраться к врагу в режиме исследования и немного выждать — появится индикатор с уровнем противника, и члены ваши команды сами укажут, стоит ввязываться в бой или это опасно. Хотя бывают и неоднозначные ситуации. Цель может оказаться среднего уровня, но это будет новый тип противника, который сможет противостоять многим вашим приемам.

У каждого персонажа команды ограниченный набор умений, которые можно перераспределить в меню инвентаря.Даже если выучить много заклинаний и приемов, задействовать сразу все не получится. Начальное количество очков заклинаний тоже ограничено и некоторые способности недоступны героям с первого хода.

Необычно реализовано влияние оружия и брони. Тут нет привычных характеристик урона или защиты. Каждый элемент амуниции обладает рядом дополнительных эффектов, которые влияют на бойца. Какой-то меч может повышать силу, интеллект, жизнь и иметь особое свойство, дополняющее способность выбранного персонажа. При этом каждое оружие и броня выдвигают требования к персонажу: может понадобиться перк владения определенным оружием и броней. Дополнительно можно навесить на героя магический аксессуар, еще больше повышая нужные параметры, или выделить эту драгоценную ячейку под лечебные средства и бомбы.

Возможности персонажей прокачиваются за счет новых перков, которые разбиты на несколько групп. Нет заурядного «плюс 1 к удару мечом» и т.п. Вы изучаете новые боевые приемы и магию, повышаете шанс критического урона для разного вооружения, можете поднять какие-то основные параметры (сила, интеллект, очки магии), выбираете специальные пассивные эффекты. Древовидная структура предполагает выбор между определенными направлениями для выработки конкретной специализации.

Игра состоит не только из боев. Исследование мира тоже играет важную роль. По сюжету нас постоянно наделяют новыми возможностями, которые открывают новые пути. Нам поможет музыкальный талант. Играя особые волшебные мелодии, бард может разбивать хрупкие стены, проявлять скрытое, воздвигать небольшие мосты, вызывать призрак умершего для получения ценной информации. Также где-то можно использовать веревку с крюком, но этот аксессуар можно собрать из разного хлама.

Есть система крафта и она напоминает Divinity: Original Sin 2. Мы производим блюда из разных ингридиентов для восполнения здоровья, создаем бомбы и прочие припасы из нужных компонентов, можем производить оружие. Но все полезные предметы требуют специальных рецептов и чертежей, которые вы добываете по ходу своих приключений.

Игра предполагает постоянное решение небольших головоломок. Отдельные игровые этапы превращаются лабиринт, где мы открываем одну небольшую зону и сразу ищем способ отпереть следующую дверь, чтобы там решить новую задачку.

В простом случае двигаем каменные блоки по ячейкам, чтобы открыть путь к рычагу или альтернативному проходу. Где-то в ход идут волшебные мелодии. Много задачек построено на манипуляциях с феями. Небольшие светящиеся существа активируют особые точки, но их нужно направить туда через вспомогательные устройства-отражатели. В итоге мы крутим эти отражатели, выстраиваем разные комбинации и отпираем проход.

В The Bard's Tale IV много секретов. Есть необязательные головоломки, скрытые рычаги и загадочные алтари. С последними особенно сложно разобраться, поскольку нет никаких четких подсказок. Да и расшифровка на самом деле реализована сложно, для этого даже есть специальная программа, или можно распечатать диски с разными созвездиями, чтобы комбинируя их, получать нужный код и по нему искать название предмета для подношений.

Даже прокачка оружия связана с головоломками. Особые эльфийские вещи изначально обладают ограниченной силы. Но если их изучить и решить серию связанных с оружием головоломок, можно получить предмет с повышенными параметрами.

Стоит отметить систему сохранений, которая работает строго через специальные алтари. Это стимулирует к более осторожным действиям, чтобы не потерять весь прогресс после затяжной серии боев.

Игровой мир по современным меркам небольшой. В нем несколько открытых локаций и несколько крупных подземелий, хотя первые и вторые имеют сложную запутанную структуру. Если придерживаться основного сюжета, то это будет насыщенное приключение с частой сменой декораций и редкими визитами на старые уровни. Но благодаря побочным заданиям, обилию загадок и секретов настойчивый игрок рискует увязнуть в The Bard's Tale IV надолго, а более частые визиты в предыдущие зоны могут стать обременительными.

Отдельного упоминания заслуживает музыкальное сопровождение. Игра радует необычными мелодиями в фолк-стиле, которые создают самобытный колорит. Также серия известная своим юмором. В новой части есть забавные персонажи и диалоги, и само повествование не выглядит скучной попыткой нагнать пафоса. Но определенный серьезный настрой сохраняется. Barrows Deep не пытается следовать игре 2005 года, где все намеренно превращалось в стеб и насмешку над фэнтезийными штампами.

В основе The Bard's Tale IV: Barrows Deep движок Unreal Engine 4. И это хорошо видно по насыщенными световым эффектам, обилию блестящих и объемных поверхностей.

В бою экран расцветает яркими всполохами магии, много частиц, и все эффекты выглядят отлично.

Игра работает в среде DirectX 11. При максимальных настройках графики картинка симпатичная, есть красивые виды и пейзажи. Хотя некоторые подземелья выглядят простовато. Оценить максимальный потенциал графики можно по отдельной подборке скриншотов в 4K.

 «Временное» сглаживание в сочетании с эффектом размытия в движении немного снижает четкость деталей. Поэтому можно рекомендовать включить сглаживание FXAA и полностью отключить эффект размытия.

Системные требования высокие. И если в Full HD игра уже играется вполне неплохо, то в высоких разрешениях бывают просадки производительности даже на мощных системах.

Проверим возможности видеокарт при максимальной графике. Сравним разные модели NVIDIA и AMD в трех разрешениях.

Описание тестовой конфигурации ниже.

Тестовый стенд

  • процессор: Intel Core i7-6950X @4,2 ГГц
  • материнская плата: MSI X99S MPOWER
  • память: DDR4 HyperX Predator HX432C16PB3K4/32, 3200 МГц, 4x8 ГБ
  • жесткий диск: Hitachi HDS721010CLA332, 1 TБ
  • блок питания: Seasonic SS-750KM
  • операционная система: Windows 10 Ultimate x64
  • драйвер GeForce: NVIDIA GeForce 417.35
  • драйвер Radeon: Adrenalin Edition 18.12.1.1

Тестирование проводилось в начале игры на первой локации. Совершалась пробежка по улицам города Скара Брэй. Выполнялся ряд повторов, в случае внезапных лагов нестабильные результаты отбрасывались. Выбрано максимальное качество графики.

Начнем с результатов в разрешении 1920x1080.

Бюджетным видеокартам игра не по зубам. Даже для GeForce GTX 1050 Ti придется снижать настройки, хотя с ней больше шансов получить приемлемый fps. Загрузка видеопамяти на больших локациях легко достигает 4 ГБ. Комфортно играть позволяет GeForce GTX 1060. Немного ниже показатели у Radeon RX 580, а Radeon RX 480 соперничает с GeForce GTX 780 Ti.

Наглядным дополнением для приведенных данных послужит видео со сравнением GeForce GTX 1050 Ti, GeForce GTX 1060 и Radeon RX 580.

Переходим к более высоким разрешениям. Поскольку требования у игры резко возрастают, то мы ограничились тестами старших видеокарт.

Radeon RX Vega 64 позволяет играть в разрешении 2560x1440, но с 4K категорически не справляется. Заметно быстрее GeForce GTX 1080 Ti, и этот графический ускоритель в 4K выдает около 40 fps. GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition на 37% лучше предшественника в максимальном разрешении, показывая производительность на уровне 49-57 fps. Загрузка видеопамяти может достигать 8 ГБ.

По результатам тестов у GeForce RTX 2080 Ti все отлично. Но в реальности производительность даже на такой видеокарте нестабильна. Оценить возможности флагманского решения в 4K можно по видеоролику с нарезкой игровых моментов. В углу счетчик fps.

В городе около 50 fps, но есть просадки в бою, в подземных трущобах больше 60 fps, в последней сцене в роще до 50 fps. В подвалах башни Килеарана чуть более 30 fps, хотя эта коридорная локация. При этом в ролике со сравнением видеокарт в Full HD сильных просадок на этой локации нет.

Выводы

The Bard's Tale IV: Barrows Deep — отличная ролевая игра, которая использует старые игровые механики, но на фоне современных игр выглядит весьма оригинально. Продуманные пошаговые бои, оригинальная система прокачки и обилие головоломок порадует пользователей, соскучившихся за играми старой школы, а новичкам подарит много новых впечатлений. В последние годы было несколько попыток возродить партийные RPG с «клеточной» механикой. Но The Bard's Tale IV намного ярче и интереснее Legend of Grimrock или Might & Magic X. Тут есть самобытный игровой мир с приятной атмосферой и ощущение насыщенного приключения. При этом игра относится к жанровому направлению Dungeon Crawler, и петляние по запутанным коридорам с обилием загадок и головоломок вряд ли вызовет много восхищений у игрока, привыкшего к динамичному геймплею. Это не тот проект, который понравится каждому. Однако The Bard's Tale IV все равно является одной из лучших RPG 2018 года. И если вы пропустили игру в момент релиза из-за технических проблем, стоит познакомиться с ней сейчас.

Приятная картинка позволяет лучше погрузиться в игровой мир, а пошаговые бои с обилием эффектов выглядят весьма зрелищно. Но чтобы насладиться максимальным качеством графики нужна мощная конфигурация ПК. Для Ultra-настроек в Full HD понадобится GeForce GTX 1060 6GB. Если вы играете в более высоких разрешениях, не обойтись без GeForce GTX 1070 Ti или новой видеокарты GeForce RTX 2060. С разрешением 4K справится только GeForce RTX 2080 Ti, на более слабых картах в отдельных сценах могут быть значительные просадки fps. И это явная проблема с оптимизацией: в 4K есть серьезные падения производительности даже в тех сценах, которые не вызывают проблем в Full HD на решениях среднего уровня. Так что игре еще требуется определенная доработка.

Читайте другие наши обзоры, следите за обновлениями через через ВКонтактеFacebook и Twitter!