Версия для печати

Недавно российская студия Morteshka, известная игрокам по проекту «Черная книга», представила новую игру под названием «Лихо одноглазое» (One-Eyed Likho). Это мистическое хоррор-приключение по мотивам народной сказки в необычной черно-белой стилистике. Трейлеры игры выглядели интересно, но непонятно. В сочетании со стилистикой это навевало подозрение, что разработчики готовят чистый артхаус. Но в реальности вышло хорошее атмосферное приключение, которое интересно и как хоррор, и как художественное погружение в мир мрачного народного фольклора.

«Лихо одноглазое» предлагает свое видение одноименной сказки про кузнеца, который жил не тужил, но решил узнать, что такое настоящее лихо. Завязка простая и наивная, но тут она обставлена чуть серьезнее. Герой принимает решение после тревожного сна и застольной беседы с портным. А после пары рюмочек поход за приключениями уже не выглядит абсурдным решением.

Кузнец вместе с портным отправляются в ночной лес, где находят странную избу. С этого момента начинается их погружение в странный сказочный мир. Сюжетная тропинка ведет нас через мрачную избу и подземные коридоры к побережью, а потом на остров, откуда открывается путь к логову Лиха в ином мире. Это одновременно путь в сказочный мир и погружение в мир мертвых — через погребение, испытания и жертву, которую надо принести для спасения.

Это путешествие из привычного повседневного мира в темный мир языческого культа, за которым стоит фигура того самого Лиха. По пути герой проходит заброшенные храмы с идолами и видит мерзкие картины, напоминающие искаженные христианские символы и иконы. Сказочная история периодически скатывается в черно-белый сюрреализм, но без злоупотребления этими образами. В сочетании с комментариями простоватого бесхитростного героя это неплохо передает ощущение того, как обычный мужик переживает экзистенциальный ужас от столкновения с непонятной чертовщиной.

Игра умело подогревает напряжение, играя с образами, визуальной стилистикой и музыкой. Возможно, игру нельзя назвать классическим хоррором, но определенные моменты заставят нервничать даже самого стойкого игрока. Например, путь через глотку мертвеца или первое столкновение с чудовищем обставлено весьма впечатляюще и жутко.

После того, как путники встретятся лицом к лицу с Лихо, портной останется без головы, а кузнец будет еще долго искать выход в мир людей. Периодически нас будут ожидать прятки с чудовищем, которое пытается поймать героя. Но какое-то напряжение вы ощутите лишь при первом столкновении. Потом становится ясно, что поведение противника очень предсказуемо, и избегать его не сложно.

Основной игровой процесс строится все же вокруг изучения локаций, решения головоломок и механики огня. У героя есть спички, которыми можно освещать путь. Они же позволяют поджигать завалы, чтобы расчищать путь. В более сложной ситуации может понадобится что-то разрушить, чтобы деревянные обломки упали в нужное место, а потом уже огонь сделает свое дело.

Кузнец изучает разные предметы и комбинирует их для перехода к следующему этапу. К примеру, на локации может быть разбросано несколько идолов, которые нужно добыть и расставить в правильном порядке. Или нужно найти ключи для отпирания двери. Все это сопровождается небольшими манипуляциями, перестановкой объектов и поджиганием чего-то.

Также много ларцов с кодовыми замками, где подсказка зашифрована прямо в окружении. Первые такие сундуки кажутся очень легкими, но потом будут такие, где нужно проявить максимальную внимательность и смекалку.

Игра умело сочетает разные игровые элементы, поддерживая общий темп и не давая повествованию сбавлять обороты. Хорошо обыграно взаимодействие кузнеца с напарником. После своей кончины портной не покидает нас, а становится даже более полезным помощником в совершенно новом воплощении.

Черно-белая картинка и периодические квадратные ракурсы камеры — неоднозначный, но сильный художественный прием. И это не выглядит, как исключительно компромиссное техническое решение. Вместе с мрачным повествованием это создает определенную синергию, которая работает на общую атмосферу и восприятие.

Дополняет впечатления отличная тягучая музыка, которая появляется строго в нужных местах, усиливая общее напряжение. Ну а кульминационный момент с побегом и овцами выглядит и звучит просто великолепно!

Игра демонстрирует отличную производительность. Я комфортно играл на видеокарте GeForce RTX 2080 Ti в 4K с максимальными параметрами графики при сглаживании x4. И старая видеокарта в таком режиме легко выдавала 70-120 fps.

Очевидно, что с Full HD справится любая не очень старая дискретная видеокарта.

Выводы

«Лихо одноглазое» — неожиданно крутая и атмосферная игра. Интересный эксперимент, который возрождает народное сказание в новой интерактивной форме и подает его сквозь призму авторского художественного видения с более богатыми метафоричными образами. Необычная интерпретация классической русской сказки и архетипичной фольклорной истории в рамках жанра ужасов. Непродолжительное, но запоминающееся приключение, которое точно заслуживает вашего внимания.