Версия для печати

Последние пару лет оказались для многих из нас весьма трудными, что заставило урезать бюджет на апгрейд ПК. В свое время мне пришлось перейти с системы на базе Intel Core i9-9900K на систему с процессором Intel Core i5-12600KF. Попутно накопилось определенная база результатов с одинаковой видеокартой, которые решено было представить в виде небольшого сравнительного обзора. Это исключительно игровое сравнение, которое должно дать ответ на вопрос — имеет ли смысл переход со старого флагмана на более новый CPU среднего уровня. Для многих пользователей вопрос может оказаться весьма актуальным на фоне повышения стоимости топовых комплектующих. И в целом интересно взглянуть на то, поможет ли новая архитектура и быстрая память Core i5-12600KF в противостоянии с Core i9-9900K

В данном обзоре не будет данных по производительности в специализированных процессорных бенчмарках. Все это можно найти на других ресурсах. Сосредоточимся только на игровой производительности.

Процессор Intel Core i5-12600KF относится к семейству Alder Lake. Это первые процессоры на базе техпроцессора 10 нм (Intel 7). Это первое поколение под сокет LGA 1700, который будет актуален вплоть до Core 14-й серии. Появление Alder Lake ознаменовало новый этап развития процессоров Intel благодаря сочетанию производительных ядер Golden Cove и энергоэффективных Gracemont. Golden Cove — развитие архитектуры Sunny Cove, а Gracemont — развитие «атомной» архитектуры Tremont. Архитектура Golden Cove получила серьезные изменения и доработки микроархитектуры, больше декодеров операций и буферов, увеличен объем кэш-памяти. И данная архитектура стала основной для следующего поколения Raptor Lake (Core 13) и будущего Raptor Lake Refresh (Core 14). Процессор поддерживает 16 линий PCI-E 5.0 и память DDR5-4800.

Intel Core i5-12600KF использует конфигурацию ядер 6P + 4E. Это 6 производительных ядер с Hyper Treading и 4 энергоэффективных ядра — всего 10 ядер и 16 потоков. Базовая частота быстрых ядер 3,7 ГГц при максимальной Max Turbo Frequency до 4,9 ГГц. Экономичные ядра имеют базовую частоту 2,8 ГГц при частоте Max Turbo Frequency до 3,6 ГГц. Общий кэш L3 (Intel Smart Cache) объёмом 20 МБ. Базовая мощность (среднее по времени значение рассеиваемой мощности) процессора 125 Вт, Maximum Turbo Power (максимальная кратковременная мощность) до 150 Вт. При сильной многопоточной нагрузке частота производительных ядер достигает 4,5 ГГц, а энергоэффективные стабильно показывают Boost 3,6 ГГц.

Intel Core i5-12600KF полностью идентичен Intel Core i5-12600K за одним исключением — в F версии отключено графическое ядро Intel UHD Graphics 770. В теории это обеспечивает более низкую цену, в реальности стоимость зависит от конкретного магазина. Можно сказать, что, рассмотренный Core i5-12600KF в плане производительности равен Core i5-12600K.

Процессор протестирован в дефолтном режиме со стандартными настройками памяти и в разгоне. Конфигурация разгона такова: частота 5,1 ГГц для производительных ядер в многопоточном режиме и 3,8 ГГц для энергоэффективных ядер. Одновременно использовался разогнанный режим памяти DDR5-5400. Ниже приведен скриншот с параметрами разогнанного процессора во время нагрузки Cinebench 23.

Конкурент в лице Intel Core i9-9900K является флагманской моделью семейства Coffee Lake Refresh. У процессора 8 ядер (16 потоков). Кэш-память L3 16 МБ, базовая частота 3,6 ГГц при максимальном Boost до 5 ГГц (для одного ядра). По умолчанию работает с памятью DDR4-2666. Но система с данным CPU эксплуатировалась только в разогнанном состоянии с более быстрым режимом памяти и расширенным лимитом мощности. Поэтому процессор работал c Turbo Boost до 5 ГГц для всех ядер, память работала в режиме DDR4-3600

Характеристики процессоров

 

Core i5-12600KF

Core i9-9900K

Микроархитектура

Golden Cove + Gracemont

Coffee Lake Refresh

Сокет

LGA1700

LGA1151

Техпроцесс, нм

Intel 7 (10 нм)

14++

Ядра

6P+4E

8

Потоки

16

16

Базовая частота, ГГц

3,7 (2,8 для E-cores)

3,6

Max Turbo Frequency, ГГц

4,9 (3,6 для E-cores)

5

TDP/PBP, Вт

125

95

MTP, Вт

150

-

Кэш L3, МБ

20

16

Поддерживаемая память

DDR5 4800

DDR4 3200

DDR4-2666

PCI-E

16 линий 5.0

4 линии 4.0

16 линий 3.0

 

 

Тестовый стенд 1:

  • процессор: Intel Core i5-12600KF @5,1 ГГц
  • материнская плата: Gigabyte Z690 UD AX
  • охлаждение: DeepCool Gammaxx AG620
  • память: DDR5-5200 2x16 GB Kingston Fury
  • видеокарта: GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition
  • накопитель SSD: Kingston KC400 256GB
  • жесткий диск: Western Digital Purple WD40PURZ 4TB
  • блок питания: Chieftec Polaris PPS-1050FC
  • операционная система: Windows 10

Тестовый стенд 2:

  • процессор: Intel Core i9-9900K (5 ГГц)
  • материнская плата: ASUS ROG STRIX Z390-E GAMING
  • охлаждение: DeepCool Gammaxx AG620
  • память: DDR4-3600 2x16 GB Team T-Force Vulcan Z
  • видеокарта: GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition
  • накопитель SSD: Kingston KC400 256GB
  • жесткий диск: Western Digital Purple WD40PURZ 4TB
  • блок питания: Chieftec Polaris PPS-1050FC
  • операционная система: Windows 10

Тестовые режимы

 

Core i5-12600KF

Core i5-12600KF

Core i9-9900K

 

Дефолтные настройки

Разгон

Разгон

Ядра

6P+4E

6P+4E

8

Потоки

16

16

16

Базовая частота, ГГц

3,7 (2,8 для E-cores)

-

-

Max Turbo Frequency, ГГц

4,9 (3,6 для E-cores)

-

-

Частота в разгоне

 

До 5,1 (3,6 для E-cores)

До 5 ГГц

Память

DDR5-4800

DDR5-5400

DDR4-3600

Задержки памяти

40-39-39-76

40-40-40-80

18-22-22-42

Для тестирования использовалась референсная видеокарта GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition со стандартными частотами. Чтобы убрать возможное влияние перегрева на частоты, повышалась скорость оборотов вентиляторов системы охлаждения.


Методика тестирования

Все игры протестированы в формате Full HD 1920x1080 при максимальных или близких к этому уровню настройках. Для тестирования использовались встроенные бенчмарки или метод ручного повтора тестового отрезка контролем данным при помощи MSI Afterburner. На итоговых графиках указаны 1% низкий fps, минимальный и средний fps.

Assassin’s Creed Odyssey

Несколько прогонов встроенного игрового бенчмарка.

Выбран профиль максимального качества.

Assassin's Creed Valhalla

Несколько прогонов встроенного игрового бенчмарка.

Максимальное качество графики.

Cyberpunk 2077

Прогулка по городу. Несколько повторов. Версия игры 1.53.

Настройки Ultra в обычном режиме без трассировки.

Days Gone

Повторялся идентичный игровой отрезок во время погони в начале игры. Несколько повторов.

Максимальное качество графики Ultra.

Detroit: Become Human

Небольшая прогулка в в городском районе. Максимальное качество графики, несколько повторов.

Ограничение в 60 кадров снято через правку конфигурационного файла.

Far Cry 6

Тестирование проводилось во встроенном игровом бенчмарке. Для каждого режима пять повторов.

Выбран профиль Ultra-качества без трассировки DXR.

Forza Horizon 5

Несколько повторов встроенного теста производительности.

Графика в режиме Ultra.

Horizon Zero Dawn

Задействован встроенный тест производительности

Максимальное качество графики.

Mafia: Definitive Edition

Вступительная погоня в прологе, несколько повторов.

Максимальное качество графики High.

Red Dead Redemption 2

Несколько повторов встроенного игрового теста.

Выбран стандартный профиль максимального качества Ultra.

Resident Evil Village

Для тестирования выполнялась пробежка по детализированной деревенской улочке в первой главе.

Максимальное качество графики без трассировки лучей.

Snowrunner

Тестовый заезд по фиксированному маршруту на мичиганской локации. Это сочетание грязевых этапов с ровной трассой в окружении густой растительности.

Subnautica: Below Zero

Повторялся забег по стартовой локации и заплыв к базовому модулю.

Из-за влияния подгрузок и определенной нестабильности минимальных данных график построен без параметра 1% low.

The Outer World

Тестирование проводилось на первой локации в районе приземления корабля. Небольшая пробежка и перестрелка с местными бандитами.

Из-за влияния подгрузок и определенной нестабильности данных график построен без параметра 1% low.

Wasteland 3

Выполнялась идентичная последовательность действий на локации с базой рейнджеров. Это движение по фиксированным точкам и применение тяжелого оружия для симуляции боевых сцен.


Результаты тестирования

Assassin’s Creed Odyssey

В старом Assassin’s Creed процессор Core i9-9900K явно быстрее Core i5-12600KF в номинале. Но при разгоне процессора и памяти новый CPU выходит на такой же уровень производительности.

Assassin's Creed Valhalla

Тут ситуация иная. Даже при стандартных частотах Core i5-12600KF обеспечивает лучшую частоту кадров относительно ускоренного Core i9-9900K. Разгон обеспечивает еще пару дополнительных процентов, доводя отрыв от Core i9-9900K до 20%. Возможно, это как-то связано с разной версией игры или напрямую отражает оптимизацию игры и преимущества новой архитектуры. В любом случае, Valhalla идет заметно быстрее на новом поколении процессоров.

Cyberpunk 2077

В густонаселенном районе тестовая видеокарта обеспечивает около 100 кадров. Разница между процессорами небольшая, но заметно преимущество новой платформы, особенно по минимальным показателям.

Days Gone

Core i5-12600KF в номинале выигрывает пару процентов у Core i9-9900K с частотой 5 ГГц. При разгоне ядер и памяти новый процессор получает дополнительное ускорение, которое по 1% low доходит почти до 8%.

Detroit: Become Human

Мизерная разница по среднему fps и более заметная в минимальным показателях. Даже без разгона Core i5-12600KF обеспечивает более комфортный уровень быстродействия.

Far Cry 6

Основная разница между процессорами видна по минимальным показателям — от 5% и более. При сравнении процессоров на частоте 5 ГГц и 5,1 ГГц разница более 13%.

Forza Horizon 5

Для данной игры выбран не самый тяжелый графический режим, и все равно общая система упирается в видеокарту. Разница между процессорами стремится к нулю.

Большое сравнение видеокарт в разных режимах в отдельном обзоре Forza Horizon 5.

Horizon Zero Dawn

При высокой частоте кадров разница между процессорами небольшая, но она заметна. Преимущество на стороне Core i5-12600KF.

Mafia: Definitive Edition

Немного ускоренный Core i9-9900K почти равен Core i5-12600KF. При этом новый CPU после разгона получает ускорение до 12% по минимальным показателям.

Red Dead Redemption 2

Почти одинаковые результаты у вех процессоров по среднему и минимальному fps. Чуть хуже редкие события 1% на старой платформе.

Resident Evil Village

Соперники показывают близкие результаты. Преимущество Core i5-12600KF минимально, но оно присутствует.

Snowrunner

Игра сильно зависит от потенциала CPU. Core i5-12600KF в стандартном режиме выигрывает до 5% у слегка ускоренного Core i9-9900K. Разгон повышает результаты нового процессора еще на 10-13%.

Subnautica: Below Zero

Старый процессор проигрывает Core i5-12600KF. Основная разница по минимальному fps.

The Outer World

Стандартная ситуация с преимуществом Core i5-12600KF. Разница по минимальному fps около 4%, по среднему 3%. При сравнении с ускоренным Core i5-12600KF отрыв от старого CPU более весомый, на уровне 5-9%.

Wasteland 3

А вот здесь Core i9-9900K с частотой 5 ГГц мощнее Core i5-12600KF со стандартными частотами. Разгон до 5,1 ГГц выводит Core i5-12600KF на первое место, но с минимальным отрывом. Интересно, что такая процессорозависимость в игре заметна даже в высоком разрешении 2560x1440.

Выводы

По итогам игровых тестов процессор Core i5-12600KF явно предпочтительнее старого флагмана Core i9-9900K. Даже в стандартном режиме с самой простой памятью DDR5-4800 более новый CPU немного превосходит Core i9-9900K, который работает в ускоренном режиме и в сочетании с топовой памятью DDR4. Также у Core i5-12600KF только 6 мощных ядер (12 потоков) и 4 экономичных ядра, в то время как у Core i9-9900K все 8 ядер (16 потоков) обеспечивают максимальную производительность. Исключением стали две игры, где Core i5-12600KF при стандартных частотах уступает старичку. В некоторых играх разница между процессорами минимальная и почти нулевая. Однако преимущества более новой архитектуры видны даже в связке с видеокартой GeForce RTX 2080 Ti.

Разгон Core i5-12600KF до 5,1 ГГц по всем ядрам при одновременном ускорении памяти до 5400 МГц обеспечивает рост производительности от 0 до 13%, в зависимости от игры. И это, на самом деле, хорошее ускорение для системы со старой видеокартой. Это означает, что в некоторых ситуациях Core i5-12600KF может выступать в роли слабого звена, а разгон позволяет полнее раскрыть потенциал системы в требовательных процессорозависимых играх.

С учетом общего прогресса производительности не стоит бояться перехода со старых топовых процессоров на новые модели рангом ниже. Вряд ли это сильно оправдано при переходе с Core i9-9900K на Core i5-12600KF, но вы точно получите быструю систему во всех задачах при переходе на Intel Core i7-12700K или на сопоставимые модели Core 13-й серии.