Версия для печати

Легендарная серия Tomb Raider была удачно перезапущена в 2013. Сохранив дух исследователя древних тайн и переняв новые элементы у Uncharted, новая серия была тепло встречена игроками. Продолжение под названием Rise of the Tomb Raider тоже ждал успех. Но последняя игра новой трилогии получила смешанные отзывы. Разработчики из Eidos Montreal и Crystal Dynamics создали новую часть по лекалам прошлой, привнеся минимум новых элементов. И этого оказалось мало для новых впечатлений. Да и высокие системные требования на старте традиционно вызвали определенный негатив от некоторой части аудитории. При этом игра все равно знаковая. Это лучший приключенческий экшен на платформе PC с красивой графикой. Поэтому мы решили поделиться своим небольшом мнением по итогам прохождения игры.

Shadow of the Tomb Raider продолжает историю противостояния Лары с тайной организацией «Троица» (Trinity), начавшуюся в прошлых играх. Стартует новое приключение с очередного артефакта, за которым охотятся противоборствующие стороны. Ловкая героиня умело выслеживает злодея, находит вход в секретную гробницу и после серии акробатических номеров получает в свои руки древний кинжал.

Попытка незаметно вынести артефакт с раскопок не удается. После перестрелки героиню все же хватают и отбирают добычу.

Попутно на мексиканский город обрушивается потоп, снося все на своем пути. Лара спасается, выполняя новую серию трюков с прыжками и затяжным плаванием под водой. После чего она сразу организует экспедицию в Перу, чтобы нагнать «Тринити» уже там.

Дополнительным стимулом является некое чувство вины, ведь запущена цепь событий, которая ведет к очередному апокалипсису. Отсюда потопы, бури и прочие неприятности. И очередной ураган настегает Лару с товарищем в самолете, но они чудом спасаются после крушения в диких джунглях.

Демонстрируя чудеса живучести, наша протагониста быстро восстанавливает здоровье и силы, принимаясь изучать окрестности в поисках припасов. Крушение оставляет без оружия, поэтому нужно скрафтить самодельный нож, раздобыть лук и найти других выживших.

Все развивается по знакомой схеме, когда мы постепенно изучаем игровой мир и попутно получаем новое снаряжение и возможности. Ну а далее начинаются встречи со старыми знакомыми из «Троицы», появляются опасные дикари и тайный город с остатками древней цивилизации. И сюжет в итоге подводит к спасению мира или тайного города (не совсем ясно, насколько глобальны все вызванные бедствия).

Повествование ведет нас через череду событий, сочетая скрытные миссии с перестрелками и исследованиями древних руин. Периодически случаются постановочные экшен-моменты с трюками и крупными катаклизмами. При этом вся история кажется весьма шаблонной и немного сумбурной. Случаются попытки разыграть драму, но они не получают должной реализации. Хотя определенное внимание уделено прошлому героини. Есть интересный эпизод, который отсылает в детство и позволяет сыграть за маленькую Лару.

Отсутствие колоритных персонажей является заметным недостатком, тут сценарий новой части явно слабее предшественников. Нет запоминающихся героев, и даже антогонист выглядит блекло. Добродушный здоровяк Иона, сопровождающий героиню с первой части 2013 года, вносит оживление в историю. Но ситуации, когда небольшая Лара выступает в качестве наставника или спасителя такого увальня выглядят натянуто. Есть намек на некую романтическую линию, которая не случилась, что тоже выглядит странно.

Если мчаться строго по основному сюжету, то игра может оказаться короче прошлой части. Но с учетом поиска всех секретов и гробниц она получается весьма масштабной.

Игровой мир разбит на несколько связанных локаций с хитрой запутанной структурой. Припрятанные секреты и припасы стимулируют к изучению уровней, используя разные способности. Куда-то можно забраться по ветвям деревьям или по скалам, где-то нужно преодолевать подводные лабиринты или искать другой секретный проход.

Лара демонстрирует привычную ловкость в скалолазании. В прыжке она может цепляться ледорубом за стены, спускаться на канате и раскачиваться. Активные элементы на стенах и скалах обозначены небольшими белыми царапинами. Проблема в том, что из-за однотипной цветовой гаммы и темного окружения такие метки иногда трудно заметить. Примечательно, что тут есть гибкие настройки сложности, и в тяжелом режиме белые метки вообще можно отключить.

В мире есть гробницы, каждая из которых предлагает некую головоломку. Требуется определенная последовательность действий, взаимодействие с большими механизмами и точная акробатика с прыжками. Это традиционно интересное и увлекательное занятие.

Охота за предметами играет важную роль. И хотя игра не заставляет вас втягиваться во все эти мелкие приключения, но карта быстро расцветает метками, если вы общаетесь с местными жителями и не игнорируете записки. Есть явные подсказки и иносказательные — в виде старых легенд и намеков.

Очки артефактов и сырье тратятся на прокачку и апгрейды для оружия. Система развития предлагает перки трех направлений, позволяя улучшать навыки выживания, исследования и боевые умения. У любого оружия можно улучшить точность и урон, увеличить магазин. Самым важным в арсенале остается лук, поскольку он позволяет действовать бесшумно и имеет режим альтернативной стрельбы огненными стрелами. Есть несколько разновидностей пистолетов и винтовок. В ходе приключений можно раздобыть костюмы и элементы одежды с полезными свойствами, например, повышение скрытности. Все операции по улучшению амуниции доступны в специальных точках, где можно разбить лагерь. Они же являются точками быстрого перемещения по карте.

Все сражения зачастую сводятся к скрытным действиям. И даже если игра дает полную свободу, то использование стелса дает преимущество и выглядит более зрелищно. Героиня ловко шинкует врагов ножом, выныривая из травы, сбрасывает их с уступа, вешает за веревку на дереве. Есть ощущение хищника, который выслеживает жертву и наносит смертельный удар из засады. Кроме прятанья в кустах и на ветвях дерева теперь можно обмазаться грязью и скользить вдоль стен, не привлекая внимания.

Если героиню заметят, то разделаться с ней могут довольно быстро. Но быстрые маневры и прыжки по деревьям помогут уйти из поля зрения и снова вернуться к роли охотника. Если хочется идти напролом, то можно использовать взрывающиеся бочки или разбросанные по уровням канистры с бензином.

Стелс имеет ряд условностей, но играется бодро. Вот только при наличии вооруженных солдат, диких туземцев и опасных животных стычек в игре меньше, чем хочется. Если вы щепетильный и настойчивый игрок, то основное время у вас займет исследование мира с поиском предметов, а перестрелки и игры в прятки будут строго по сюжету.

Дополняет сюжетную игру режим «Гробницы испытаний». В него входит набор гробниц из основного приключения и новые карты, которые периодически выходят в качестве дополнительного контента. Причем последнее обновление было в феврале и оно не последнее. Тут требуется не только решить серию головоломок и пробить путь к финальной точке при помощи ловкости Лары и манипуляций с окружений, но и набрать максимальное количество очков. Для этого нужно действовать быстро и точно, выискивая оптимальный маршрут.

Есть возможность играть в кооперативе с товарищем и онлайновая таблица лидеров. Так что это лтличное дополнение для тех, кого привлекает концепция гробниц и стиль головоломок Tomb Raider.

Игра радует детализированной насыщенной картинкой с обильной растительностью и рельефными поверхностями у окружения.

Есть эффект плотного мягкого света. С ним картинка выглядит сочно и живо.

Но из-за перепадов освещенности, обильных теней и общей темной обстановки в джунглях окружение часто сливается и тает в общей грязно-зеленой гамме.

Эффект может усиливаться некоторыми режимами сглаживания и эффектом размытия (скорости). Последний лучше сразу отключить, а вместо TAA выбрать SMAA — картинка будет четче.

Оценить качество графики в 4K можно по отдельной подборке скриншотов и по нижнему видеоролику.

Игра поддерживает DirectX 11 и DirectX 12, и второй API явно стал приоритетным. Подробнее о производительности в разных режимах в нашем отдельном обзоре.

Shadow of the Tomb Raider является интересной приключенческой игрой, где многое завязано на исследование мира и решение головоломок. Все это разбавлено стелсом, перестрелками и зрелищными постановочными моментами. Но поскольку игра выполнена по шаблонам прошлых частей, то вау-эффекта уже нет. Можно придраться к сюжету, но серия Tomb Raider никогда не претендовала на логичность и достоверность. А вот проработка персонажей хромает, в прошлой части они были более колоритными и яркими. Имея мощный графический движок игра выдает красивые детализированные пейзажи, но может выглядеть невзрачно из-за однотипной грязно-зеленой гаммы и обильного затенения в джунглях. Авторы пытались сделать новую игру более мрачной, а героиню более суровой. В итоге Лара часто бегает перемазанной в грязи с головы до ног, и сама картинка иногда кажется «грязной» и смазанной. Такой визуальный дизайн можно назвать спорным. Но выбор правильного сглаживания улучшит резкость и восприятие деталей. За рамками мелких придирок игра вышла весьма хорошей. Новых впечатлений она не обеспечит, но и прошлым частям почти не уступает. Если не ознакомились с Shadow of the Tomb Raider на момент релиза, исправьте это упущение. Тем более, сейчас доступны новые видеокарты GeForce RTX и улучшена программная оптимизация, что позволит играть с лучшей производительностью и в самых высоких разрешениях.

Читайте другие наши обзоры, следите за обновлениями через через ВКонтактеFacebook и Twitter!