Версия для печати

Один из самых долгих игровых сериалов Tomb Raider пережил реанимацию в 2013 году. Тогда состоялся перезапуск серии, немного изменилась общая концепция. В таком виде Tomb Raider пришелся по душе всем игрокам, многие с нетерпением ждали продолжения. И вот недавно новая часть подоспела для родной платформы PC.

С первых секунд Rise of the Tomb Raider старается поразить игрока красивыми заснеженными пейзажами и мощным экшеном.

Лара вместе с товарищем из прошлой игры взбирается на горную вершину, но быстро попадает из одной неприятности в другую. Жизнь постоянно на волоске, героиня балансирует на уступах, отчаянно цепляется ледорубами за отвесные поверхности и убегает от лавины.

Что же понадобилось неусидчивой Ларе в таких недружелюбных местах? Оказывается, она тут в поисках затерянного города Китеж, который спрятан где-то в Сибири. А внутри этого города есть некий таинственный святой источник, дарующий вечную жизнь. Но основным мотивом выступает не практический интерес, а личная драма, связанная с печальной судьбой отца, который сложил свою жизнь в бесплодных поисках затерянного града и его артефакта.

Напряженности сюжету придает противостояние с тайным орденом, который тоже не против завладеть артефактом и ради этого использовать любые средства, в том числе самые кровавые.

Новая история про Лару воспринимается немного необычно из-за близкой тематики, заигрывания с византийскими и христианскими мотивами. Есть знакомые культурные образы, но только знакомые. Все это обрамлено в традиционно абсурдную историю, все в духе прошлых игр. Последователи новой религии и носители византийской культуры бегут по морю в Сибирь, попутно теряют корабли среди ледяных вершин, обустраивают тут свой город и организуют закрытое сообщество. Такому полету фантазии позавидовал бы и Эрих фон Дэникен!

Без злых русских во всей это душещипательной истории формирования детей гор тоже не обходится — куда же без них! Кровавые красные успели наследить — нарыли шахт, железную дорогу проложили, и, конечно же, завалили все трупами рабов. Аборигены сумели остановить этот индустриальный угар, но вот с новой угрозой дело как-то не заладились. Тот самый орден активно осваивает найденное местечко, перебрасывает сюда припасы и солдат.

Так что Ларе придется нелегко — снова всех спасать и снова расхищать все гробницы. Rise of the Tomb Raider совмещает обе эти возможности по принципу прошлой игры. Есть основная сюжетная линия, которая тянет нас через серию разнообразных миссий к финалу. Попутно мы открываем новые локации, образующих большой взаимосвязанный мир с кучей побочных занятий. Поэтому игрок, желая отдохнуть от чрезмерного экшена, всегда может отправиться на исследование пещер или поиски каких-то предметов.

Игра умело сочетает исследование мира с акробатическими моментами и перестрелками. Героиня лазит по карнизам и балкам, взбирается на скалы и разные строения. Вся эта прыгучесть и скалолазание ограничено определенными условиями. Лара может запрыгнуть на объекты определенной высоты, как и зацепится лишь за обозначенные элементы. Взбираться можно только по специальным участкам. По сути тут тоже все сводится к поиску верного маршрута, в чем тоже есть свой исследовательский элемент. Интерес подогревает постепенное расширение возможностей. Изначально в некоторые в некоторые места нельзя добраться, но по мере открытия новых элементов снаряжения это становится возможным. И вернувшись на старую локацию, всегда можно добыть что-то новое, забравшись в новое место. Некоторые маршруты открываются по исходу сюжетных миссий или при помощи некоторой хитрости.

В открытом мире встречаются и подсказки. Прочтение надписей на специальных стелах добавляет метки на карте, но чтобы одолеть текст, нужно освоить другие записи и поднять уровень владения соответствующим языком.

В качестве оружия изначально нам доступен лишь ледоруб. Все остальное приходится мастерить или отбирать у врагов. Навыки героини и оружие можно улучшать. На прокачку многочисленных навыков тратятся специальные очки опыта, которые выдаются за выполнение миссий и разных испытаний. Остальные улучшений требуют ресурсов — дерево, шкуры, грибы и прочее. Что-то можно добыть путем охоты, что-то найти в пещере, древесины можно наломать у ближайшего маленького деревца.

Боевка в игре простая и интуитивно понятная — одна кнопка на рукопашный прием, одна на уклонение. Есть лук и огнестрельное оружие с множеством апгрейдов в виде глушителей или подствольных гранатометов для винтовки. При этом лук не теряет свою актуально до самого финала. Это многофункциональное оружие можно использовать для одновременного поражения нескольких целей, можно прокладывать новые пути, используя стрелу с канатом. А еще есть ядовитые и огненные стрелы.

Элементы окружения тоже могут превратиться в оружие. Масляный фонарь можно швырнуть во врага, из найденной жестяной банки смастерить импровизированную гранату. Все устройства легко мастерятся прямо на бегу — лишь бы хватило припасов.

Героиня автоматически пригибается и готовится использовать укрытия, как только входит в зону с врагами. Вместо открытого боя их можно предварительно выманивать по одному, отвлекая брошенной бутылкой, и тихо нейтрализовать со спины.

В плане управления и отзывчивости на команды некоторые проблемы могут возникнуть только при скалолазании и прыжках. Иногда требуется небольшая пауза, чтобы Лара успела повернуть корпус в нужную сторону. Без этого направление прыжка может оказаться неверным.

Противостоять нам будут люди, звери и различные стихии. Солдаты ордена оснащаются по-разному, по мере прохождения игры, все чаще будут встречаться хорошо экипированные бойцы в броне или даже со щитами.

При исследовании больших локация можно легко столкнуться со стаей волков или кем-то еще опаснее. Прорекламированный медведь заслужил отдельную роль. С этим мощным гигантом связана целая миссия. Вначале мы улепетываем от него со все ног, потом готовимся к ответной атаке, собираем оружие и припасы, чтобы в итоге одержать вверх в схватке с опасным хищником.

Rise of the Tomb Raider любит и чисто постановочные экшен-аттракционы, когда героиня убегает от вертолета или иной опасности. Все это сопровождается фейерверком взрывов и яркими спец-эффектами.

Ну и конечно в игре есть гробницы с ловушками и механизмами. Это может быть пещера с хитрыми противовесами и водоотводами. Играя с этими элементами, мы меняем структуру уровня, затапливаем помещения, поднимается в новые зоны, разбиваем стены. После серии взаимосвязанный действий можно в итоге добраться до древнего артефакта и получить ценный опыт для прокачки.

Задачки в гробницах разной степени сложности. Некоторые интуитивно понятны, но требуют быстрой реакции при взаимодействии с механизмами. Где-то нужна смекалка и тонкий просчет своих действий.

Игра радует разнообразием, удачно сочетая пустынные пейзажи, заснеженные сибирские леса и зеленые рощи в рамках одного связного повествования. Стилистическое разнообразие подчеркивает высоким уровнем графического исполнения. Отличная  детализация сочетается с приятными световыми эффектами.

На первый взгляд картинка напоминает прошлую часть. Но проработка деталей стала лучше. Больше рельефных поверхностей, дополнительный объем им придает тесселяция. Много в игре различных луж и мокрых поверхностей. В глубоком снегу остаются реалистичные следы.

Натуралистичнее выглядит кожа Лары. Брызги крови и грязи на ней не менее убедительны. Живые достоверные волосы, которые рассыпаются отдельными прядями, реализованы при помощи специально разработанной технологии PureHair.

Системные требования серьезные. Крайне важным является объем видеопамяти. Чтобы нормально играть при максимальном качестве текстур нужна видеокарта с 4 ГБ или больше. Добиться приемлемого fps при 2 ГБ видеопамяти можно только за счет снижения текстур до высокого уровня. И, честно говоря, разница с максимальным уровнем будет небольшая.

Rise of the Tomb Raider предлагает игроку сочетание из зрелищного экшена и процесса исследования больших локаций с множеством секретов. Эта формула не изменилась со времен игры 2013, но по-прежнему хорошо работает и увлекает. Новая история традиционно маразматична, теперь еще и с клюквой. Зато есть элемент драматичности и яркие злодеи. Но все равно воспринимается банально. Игра предлагает ровно тот сюжет, какой примерно и ждешь от авантюрного приключения. Зато Tomb Raider выглядит свежо в стилистическом плане благодаря заснеженным сибирским долинам и ледяным горам. Увлекательная игра, пропитанная духом приключений, но не предлагающая ничего принципиально нового на фоне прошлой части. У бывалого игрока вау-эффекта, возможно, не будет, но время в Rise of the Tomb Raider проведете отлично.

О производительности в игре поговорим в будущих обзорах. Следите за нашими обновлениями через ВКонтакте, Twitter и Facebook.