Версия для печати

Серия Metal Gear редко заглядывала на персональные компьютеры. Но в с некоторых пор Konami начала уделять больше внимания платформе PC. В результате последние игры про Снейка прописались в Steam. The Phantom Pain стала самой крупной игрой в серии и самым масштабным проектом Хидэо Кодзимы. По иронии судьбы в результате каких-то разногласий пути Кодзимы и Konami после выходы Metal Gear Solid V разошлись. Так что пятая номерная часть может стать если не финальной, то последней игрой от родоначальника франшизы. Наши итоговые впечатления от игры и сравнительное тестирование видеокарт в данной статье.

События The Phantom Pain развиваются через девять лет после Ground Zeroes. Снейк приходит в себя после комы в какой-то больнице. Вскоре после этого он становится жертвой покушения, но его спасает сосед по палате с забинтованным лицом. Оба они пытаются выбраться из больницы, в которой некое военизированное формирование решило устроить тотальную зачистку.

К начавшейся кровавой бойне присоединяются потусторонние силы, и все начинает походить на горячечный бред еще не оправившегося больного — солдаты, горящий человек и летающая девочка. При этом происходящее выглядит интригующе и зрелищно, как кино с небольшими интерактивными моментами.

После непонятного интригующего вступления игра резко меняет тон, отправляя героя в Афганистан. Нужно найти и освободить одного из старых товарищей, исследуя поселки и тихо нейтрализуя врагов. Начинается привычный стел-экшен, но на большой территории с открытым миром, где сюжетные перипетии отходят на второй план.

Перед героем открывается горный край с пустынными территориями, редкими деревцами и куцой травой. Все населенные пункты находятся под контролем Советской Армии (события игры происходят в 1984 году), и с этим связан неприятный момент, ведь врагами выступают наши ребята. При этом никакого местного населения или иных боевых формирований тут нет. Напоминает обезлюдевший город в Batman, где кроме бандитов и заложников никого нет. Так и тут — толпы противников являются статистами и расходным материалом на фоне противостояния нескольких сил. Снейк постепенно собирает команду и организует новую команду наемников с базой в Индийском океане. Совершая вылазки в Афганистан, а потом и в Африку, они противостоят таинственной организации «Шифр» с их приспешниками.

Игровой процесс строится вокруг скрытного проникновения и диверсий. Разведка играет важную роль. Предварительно оценив ситуацию через бинокль, можно пометить врагов маркерами, чтобы далее искать наиболее безопасный путь. Противники не стоят на месте и двигаются по базе, что позволяет некоторых тихо ликвидировать за углом. Но это же может стать причиной внезапной встречи. В такой ситуации включается замедление, дающее игроку возможность быстрого ответного действия.

При наличии бесшумного транквилизаторного пистолета и винтовки с глушителем в плане стрельбы особо не разгуляешься, ведь ресурс глушителя на каждом оружии ограничен. Игра стимулирует к тому, чтобы искать обходные пути или подбираться к врагу со спины для нейтрализации рукопашными приемами.

Много мелких нюансов, которых лишены другие игры такого жанра. Например, оглушение или мощный удар не вырубают врага навсегда. Он лежит в отключке некоторое время, но потом приходит в себя и поднимает тревогу. Тип приема влияет на длительность беспамятства. Место попадания транквилизаторного дротика влияет на то, как быстро потеряет сознание жертва. Мгновенно вырубить солдата из транквилизаторного пистолета можно лишь при попадании в голову. Тела в любом случае нужно прятать, чтобы не привлекать внимание.

В случае тревоги солдаты начинают прочесывать местность и моментально реагируют на подозрительное движение, не давая преимуществ Снейку. Поэтому, если пришлось вступить в стрелковый бой, то все равно лучше использовать укрытия и постоянно двигаться для смены позиции.

Время суток влияет на прохождение. Днем героя видно дальше и действовать труднее. Ночью можно двигаться ближе к патрульным, не привлекая лишнего внимания. Иногда начинает пылевая буря, что может сильно помочь в выполнении задачи, если вы сами не запутаетесь в непроглядной стене песка.

Большая территория дает большую свободу действий. К каждой миссии можно подходить по-разному, искать разные маршруты и использовать разные технические средства. При этом не чувствуется, что все подогнано под один вариант прохождения, когда нащупал верный порядок действий и следуешь ему. Действуя в рамках одного плана, в определенный момент можно столкнуться со сложностями, поэтому периодически стоит делать остановки, заново оценивать позицию противников и продумывать дальнейшие продвижение по чужой территории. Импровизация и неожиданные действия могут сыграть в нашу пользу или все испортить. Неожиданности неприятны тем, что сохранения происходят по достижении базы или поселка. Поэтому успешная тихая зачистка территории, окончившаяся тревогой в самом конце, вынуждает переигрывать эпизод с самого начала и тратить кучу времени. В сюжетных миссиях немного спасают промежуточные сохранения между важными событиями.

Попутно игра выдвигает много дополнительных задач, которые раскрываются лишь после их выполнения или по итогам миссии. Выполнение этих задач дает наибольшую награду, но требует больше времени и более тонкого подхода, заставляя иногда действовать сразу на нескольких точках во время одной миссии. Главной целью может быть спасение одного пленника, но по ходу выполнения можно случайно спасти еще нескольких, раздобыть секретные припасы или уничтожить чужую технику. Потом всегда можно вернуться к выполненной миссии и пройти ее с новой амуницией и по новой тактике для лучших результатов. Неочевидность побочных задач и отсутствие какой-то амуниции на момент первого прохождения само стимулирует к этому.

Важной составляющей игры является сбор ресурсов и управление базой. Сам штаб размещается отдельно от основных территорий, доставка туда осуществляется на вертолете. Набирается штат сотрудников, которые работают в разных направлениях, ведут исследования и разработки нового оружия и вспомогательных устройств, открывают различные улучшения и апгрейды. Все это тесно взаимосвязано с основной игрой. На все требуется опыт и определенный уровень исследовательских групп, который зависит от штата и конкретных специалистов.

Пополнение рядов производится из числа доставленных на базу врагов. Среди особых навыков Снейка — умение быстрой доставки предметов и оглушенных людей на миниатюрных воздушных шарах. Выглядит процесс забавно, но это помогает полностью избавится от оглушенных. Ограничение по количеству таких шаров не дает разгуляться вволю и нейтрализовать таким образом всех на своем пути. После улучшений шары смогут уносить стационарные пулеметы и технику, пополняя ей вооружение своей базы.

Поскольку разные миссии и задания требуют разного подхода, то разнообразие технических устройств, разные типы камуфляжа, оружие и напарники влияют на игру. И чем успешнее мы выполняем задания, находя разные припасы на локациях и зарабатывая дополнительные награды, тем больше возможностей получаем для развития и новых возможностей в будущих заданиях.

В игре присутствуют напарники, которые помогают выполнять задания. Первым таким напарником можно назвать лошадь, без которой просто не обойтись на больших просторах Афганистана. Потом будет пес и живые люди с оружием. Есть еще разведка, предупреждающая об опасностях, артподдержка и поддержка с вертолета.

К недостаткам The Phantom Pain стоит отнести повторные рейды в одни и те же локации с новыми заданиями. Может меняться охрана и качество амуниции противостоящих нам бойцов, но когда несколько раз действуешь на одной базе, то это начинает надоедать. Даже со всем обилием возможностей и вариативностью чувствуется некая затянутость игры. Сюжетные миссии исправно дают толчки повествованию, изобилуя неожиданными яркими моментами, но многочисленные вторичные задания требуют более однообразны. И наши действия со всеми зачистками блокпостов и баз не влияют в итоге на игровой мир. В момент новой высадки все патрули и бойцы будут на местах. Да и сама концепция с постоянным курсированием между базой и основным миром в какой-то момент тоже начинает напрягать из-за лишнего времени, которое на все это тратится.

Если при размеренном скрытном прохождении управление и отзывчивость героя не вызывают особых нареканий, то в открытом бою проявляются проблемы. Снейк превращается в неповоротливое бревно. Все мелкие недочеты вроде прилипания к стенам в ненужным местах проявляются острее, когда ты под шквалом пуль.

Впечатления от визуального исполнения неоднозначные. Графика приятная, но в некоторые моменты игра выглядит устаревшей. При высокой дальности видимости и хорошей проработке локации не радуют разнообразием и красивыми пейзажами. Сюжетные сцены выглядят отлично благодаря дополнительным световым эффектам и умелой игре с глубиной кадра.

Тестирование производительности

Игра не отличается высокими системными требованиями, но частота кадров иногда может сильно проседать. Сравним производительность разных графических карт. Проведем групповое тестирование NVIDIA GeForce и AMD Radeon разных поколений и разных ценовых категорий. Общий список участников соответствует нашим последним игровым тестам. Все участники сравнения упомянуты в тестировании Just Cause 3, где указаны и их детальные технические характеристики.

The Phantom Pain работает в среде DirectX 11. Установлено максимальное качество графики при включении всех дополнительных эффектов.

Тестовый стенд

  • процессор: Intel Core i7-3930K @4,4 ГГц
  • материнская плата: ASUS Rampage IV Formula
  • память: Kingston KHX2133C11D3K4/16GX, 1866 МГц, 4x4 ГБ
  • жесткий диск: Hitachi HDS721010CLA332, 1 TБ
  • блок питания: Seasonic SS-750KM
  • операционная система: Windows 7 Ultimate SP1 x64
  • драйвер GeForce: NVIDIA GeForce 359.06
  • драйвер Radeon: Crimson Edition 15.11.1 beta

Тестирование проводилось в самом начале первой миссии в Афганистане. Небольшая поездка на лошади сочеталась со стрельбой по камню, что провоцирует снопы крошки и пыли в кадре. Дело в том, что именно в моменты заметны наиболее серьезные просадки fps. Например, если вы опустили камеру низко к земле, когда скачете на лошади, или во время подлета вертолета, который поднимает пыль. При этом общая производительность в игре выше, и отдельные моменты не сильно портят общее впечатление. Поэтому оценивать видеокарты нужно комплексно — с учетом приведенного минимального и среднего fps.

Тестовая сцена повторялась по 7 раз для каждой видеокарты. Строго соблюдался порядок действий при каждом повторном запуске. Частота кадров измерялась Fraps. Отметим, что тестовая сцена отличается от той, что использовалась ранее в статье по улучшению графики The Phantom Pain.

В случае большого разброса данных по минимальному fps (что случалось), проводились дополнительные тестирования, а итоговый результат мог округляться до ближайшего целого значения.

После описания условий тестирования давайте взглянем на итоговые данные.

В разрешении 1920x1080 даже GeForce GTX 750 Ti выдает неплохую среднюю частоту кадров, но возможны серьезные просадки, поэтому придется снижать качество графики. Кстати, эта простая видеокарта минимально отличается по результатам от Radeon R9 270. GeForce GTX 960 обеспечивает уже полный комфорт для требовательного игрока. Показатели этой графической карты близки к результатам Radeon HD 7970 и Radeon R9 280X. GeForce GTX 970 минимально отличается от Radeon R9 290X.

Теперь взглянем на результаты тестирования в 2560x1440. Из сравнения в более тяжелом режиме исключены самые слабые участники, зато добавлен один более мощный видеоадаптер Radeon.

У GeForce GTX 960 и Radeon R9 280X производительность проседает ниже комфортного уровня. В их случае придется снижать параметры графики или задействовать серьезный разгон. Комфортно играть позволяют GeForce GTX 970, GeForce GTX 780 Ti, Radeon R9 290X и Radeon R9 390X.

На видеокартах GeForce можно немного улучшить графику, задействовать более прогрессивную систему затенения HBAO+ и технологию NVIDIA DSR. Подробнее об этом рассказано в отдельной статье.

Выводы

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain — масштабная игра в жанре стелс-экшен с огромными локациями и большой свободой действий. При этом есть ряд игровых условностей, к которым нужно привыкнуть. Запутанная сюжетная история затягивает, но она сильно разбавлена однотипными второстепенными заданиями. В любом случае это лучшее приключение такого жанра в прошлом году. Если вы еще не приобщились к игре, стоит это сделать. А чтобы комфортно играть в Full HD понадобится GeForce GTX 950 и GTX 960. Если вы не особо требовательный или готовы пожертвовать некоторыми параметрами графики, то нормальный уровень fps выдадут и более слабые видеокарты. Для плавной производительности с высокой частотой кадров в 2K нужны более мощные решения — среди современных моделей это GeForce GTX 970.