Версия для печати

Новая часть Fallout уже открыла свои пустоши для путников. И мы начинаем серию статей по этой игре. Первым делом изучим производительность графических карт в Fallout 4.

Fallout 4 базируется на обновленном движке Creation Engine, первая версия которого использовалась в The Elder Scrolls: Skyrim. Новая игра поддерживает DirectX 11, использует сложные шейдеры и физически корректный рендеринг поверхностей с учетом их материала. Реализован объемный туман и дым. Задние планы размываются при помощи линзового эффекта Depth of Field. В Fallout 4 реализована более продвинутая система освещения, что хорошо заметно после Skyrim. А эффект плотных лучей света делает картинку еще живее и красивее.

Какие видеокарты обеспечат комфортный уровень fps при максимальном качестве графики? Это мы сейчас и выясним, сравнив видеокарты разных ценовых категорий и разных поколений в двух разрешениях.

В тестировании примут участие видеокарты разных поколений и разных ценовых категорий. Столь обширный список участников требует детального представления. Для этого приведем две таблицы с техническими характеристиками видеокарт NVIDIA GeForce и AMD Radeon.

 

GeForce GTX 980 Ti

GeForce GTX 970

GeForce GTX 780 Ti

GeForce GTX 780

GeForce GTX 960

GeForce GTX 950

GeForce GTX 760

GeForce GTX 750 Ti

Архитектура

Maxwell

Maxwell

Kepler

Kepler

Maxwell

Maxwell

Kepler

Maxwell

Кодовое имя GPU

GM200

GM204

GK110

GK110

GM206

GM206

GK104

GM107

Количество транзисторов, млн.

8000

5200

7100

7100

2940

2940

3500

1870

Техпроцесс, нм

28

28

28

28

28

28

28

28

Площадь ядра, кв. мм

601

398

561

561

228

228

294

148

Количество потоковых процессоров

2816

1664

2880

2304

1024

768

1152

640

Количество текстурных блоков

176

104

240

192

64

48

96

40

Количество блоков ROP

96

56

48

48

32

32

32

16

Частота ядра*, МГц

1000/1075

1126/1216

876/926

863/900

1126/1178

1024/1188

980/1033

1020/1085

Шина памяти, бит

384

256

384

384

128

128

256

128

Тип памяти

GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5

Эффективная частота памяти, МГц

7010

7010

7010

3072

7010

6610

6008

5400

Объём памяти, Мбайт

6144

4096

3072

3072

2048

2048

2048

2048

Интерфейс

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

Уровень TDP, Вт

250

145

250

250

120

90

170

60

*Указаны частоты Base Clock и Boost Clock, отвечающие стандартным спецификациям.

 

Radeon R9 Fury

Radeon R9 390X

Radeon R9 290X

Radeon R9 290

Radeon R9 280X

Radeon HD 7970

Radeon R9 270X

Radeon R9 270

Radeon R7 360

Архитектура

GCN 1.2

GCN 1.1

GCN 1.1

GCN 1.1

GCN 1.0

GCN 1.0

GCN 1.0

GCN 1.0

GCN 1.1

Кодовое имя GPU

Fiji

Grenada

Hawaii

Hawaii

Tahiti

Tahiti

Curacao

Curacao

Tobago

Количество транзисторов, млн.

8900

6020

6020

6020

4313

4313

2800

2800

2080

Техпроцесс, нм

28

28

28

28

28

28

28

28

28

Площадь ядра, кв. мм

596

438

438

438

352

352

212

212

160

Количество потоковых процессоров

3584

2816

2816

 2560

2048

2048

1280

1280

768

Количество текстурных блоков

224

176

176

 160

128

128

80

80

48

Количество блоков ROP

64

64

64

64

32

32

32

32

16

Частота ядра, МГц

До 1000

До 1050

До 1000

До 947

1000

925

1050

925

1050

Шина памяти, бит

4096

512

512

512

384

384

256

256

128

Тип памяти

HBM

GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5

Эффективная частота памяти, МГц

1000

6000

5000

5000

6000

5500

5600

5600

6500

Объём памяти, Мбайт

4096

8192

4096

4096

3072

3072

2048

2048

2048

Интерфейс

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

PCI-E 3.0

Уровень TDP, Вт

275

275

275

275

250

250

180

150

100

Использовались референсные видеокарты или нереференсные модели с подогнанными под стандартный уровень частотами. В случае нестандартных топовых моделей NVIDIA ограничивалось пиковое значение Boost и немного снижался лимит мощности, чтобы получить изменяемую частоту ядра. На диаграммах указано базовое значение и пиковое значение Boost. К сожалению, в этот раз у нас не имелось на руках GeForce GTX 980. В качестве альтернативы добавлена видеокарта GeForce GTX 970 с разгоном до 1280 МГц по базовой частоте ядре при пиковом Boost вплоть до 1495 МГц, разгон памяти до 8000 МГц. При таком разгоне GeForce GTX 970 должна примерно находиться на уровне производительности GeForce GTX 980 или около того. Что касается старых Radeon R9 290 и Radeon R9 290X, то они работали с улучшенным охлаждением без просадок по частоте, что можно рассматривать как аналог скоростного Uber-режима.

Тестовый стенд

  • процессор: Intel Core i7-3930K @4,4 ГГц
  • материнская плата: ASUS Rampage IV Formula
  • память: Kingston KHX2133C11D3K4/16GX, 1866 МГц, 4x4 ГБ
  • жесткий диск: Hitachi HDS721010CLA332, 1 TБ
  • блок питания: Seasonic SS-750KM
  • операционная система: Windows 7 Ultimate SP1 x64
  • драйвер GeForce: NVIDIA GeForce 359.06
  • драйвер Radeon: Crimson Edition 15.11.1 beta

Тестирование проводилось в ручном режиме путем переигрывания одинаковой игровой сцены со строгим соблюдением действий, частота кадров измерялась Fraps. Тестовая сцена длинная и разнообразная, в кадре есть лесистые склоны, поселок, водные поверхности и лучи света.

Этот тест повторялся по 6-7 раз для каждой видеокарты (в зависимости от стабильности конечных данных).

Установлено максимальное качество графики при сглаживании TAA. Эти настройки для разрешения 1920x1080 отображены ниже.

Отметим еще, что для тестирования разблокировалось ограничение по частоте кадров. Как разблокировать ограничение в 60 fps в Fallout 4? Легко! Входите в «Мои документы», далее My Games, далее папка Fallout4. Полный путь имеет вид «Имя пользователя\Documents\My games\Fallout4». В папке открываете в блокноте или любом текстовом редакторе файл Fallout4Prefs.ini, в строке «iPresentInterval=1» меняете значение на 0, т.е. ставите «iPresentInterval=0». После этого играете без ограничений по fps, заодно и отзывчивость прицела в игре станет лучше. Обратите внимание, что после любого изменения настроек значение iPresentInterval сбросится в значение по умолчанию. Поэтому выставьте в параметрам файла «только чтение» или повторно меняйте значение iPresentInterval, если у вас есть необходимость периодически корректировать настройки графики.

Основным разрешением в нашем тестировании станет режим 1920x1080. В нем мы сравним всех участников — от самых слабых до самых мощных.

Очень низкие результаты у GeForce GTX 750 Ti и Radeon R7 360, для них придется снижать настройки. Среди NVIDIA приемлемые результаты показывают уже GeForce GTX 760 и GeForce GTX 950, которые почти равны. Среди видеокарт AMD минимально приемлемым вариантом является Radeon R9 270X. Очень близкие результаты у GeForce GTX 960 и Radeon R9 280X, и это при 128-битной шине против 384-битной у Radeon. GeForce GTX 970 со стандартными частотами оказывается максимально близок к старому флагману GeForce GTX 780 Ti, попутно демонстрируя минимальное отставание от Radeon R9 290X в Uber-режиме. После разгона видеокарта GeForce GTX 970 почти нагоняет Radeon R9 Fury. Примерно на таком же уровне находится отсутствующий в данном сравнении GeForce GTX 980. Ну а безоговорочным лидером вполне ожидаемо выступает GeForce GTX 980 Ti.

Теперь посмотрим, как справятся видеокарты с разрешением 2560x1440. Самые слабые участники из этого тестирования сразу отброшены.

В тестовой сцене использовалось менее 2 ГБ видеопамяти даже в таком режиме, так что объем памяти не играет важной роли. Но GeForce GTX 960 все равно теряет позиции относительно соперников AMD, проигрывая теперь Radeon HD 7970. Вот только все эти участники не в состоянии обеспечить достойный уровень производительности. Для них придется снижать параметры графики или прибегать к разгону. Немного теряет позиции и GeForce GTX 970, этот участник теперь наравне с Radeon R9 290. По GeForce GTX 780 Ti повышение разрешения бьет еще сильнее, особенно проседает минимальный fps, теперь старый флагман на фоне более молодого соперника GeForce GTX 970 выглядит еще слабее. Последний же после разгона оказывается на несколько процентов дальше от уровня производительности Radeon R9 Fury, чем это было в более низком разрешении.

Для регулировки качества лучей света в дополнительных настройках игры есть отдельный параметр. И он единственный не устанавливается в максимальное значение после выбора профиля Ultra-качества, оставаясь на высоком уровне. Это связано со значительным влиянием на производительность Ultra-лучей при минимальной визуальной разнице. Но мы не можем пройти мимо такого режима. Принудительно переключает лучи в максимальное качество и заново проводим тестирование старших участников.

Действительно имеет место резкое падение производительности. GeForce GTX 980 Ti теряет почти 20% по средней частоте кадров и более 40% по минимальному fps! При этом Fury теряет лишь несколько процентов. В итоге общий баланс меняется, и видеоадаптер AMD оказывается лучше по минимальному параметру. Небольшие потери и у Radeon на базе ядра Grenada/Hawaii, что тоже меняет баланс в их пользу в сравнении с GeForce GTX 970. Тяжелее всех переносит такой режим GeForce GTX 780 Ti, этот участник при Ultra-лучах просто не в состоянии обеспечить достойную производительность при разрешении 2560x1440.

Выводы

В разрешении 1920x1080 игра Fallout 4 отличается умеренными требованиями. В таком режиме при максимальной графике комфортно играть можно на GeForce GTX 960, и даже с GeForce GTX 950 не будет особого дискомфорта. В более высоком разрешении 2560x1440 достаточный уровень производительности обеспечивает GeForce GTX 970, GeForce GTX 780 Ti или сопоставимые модели от AMD. Нельзя не обратить внимание на заметную дифференциацию между видеокартами поколения Kepler и Maxwell. На новой архитектуре игра идет быстрее. Это справедливо и для решений AMD, их видеокарты последних версий архитектуры GCN демонстрируют хороший отрыв от топовых в прошлом Radeon на ядре первой версии GCN-архитектуры.

Крайне критичным для производительности на видеокартах GeForce является максимальное качество лучей света. Напомним, что по умолчанию оно никогда не используется и требует дополнительного ручного переключения в меню дополнительных настроек. Эти настройки сильно бьют по быстродействию, приводя к серьезным просадкам fps. Зато такой режим дается с меньшими потерями на Radeon, это нельзя не отметить. Но на фоне мизерного влияния на картинку особого смысла в максимальном качестве лучей нет. Используйте обычные Ultra-настройки с тем качеством лучей, которое предлагает игра.