Версия для печати

 

Иногда они возвращаются. В игровой индустрии так бывает нечасто, но иногда они действительно возвращаются. Перезапуск DOOM от id Software оказался весьма успешным. Старое имя заиграло новыми красками, еще более яркими и кровавыми. Марс открывает свои объятья, чтобы погрузить игроков в эпицентр адской бойни.

Сюжетная игра начинается просто и эффектно. Герой просыпается на каменном алтаре, сносит пару голов подвернувшихся под руку монстров и быстро бежит зачищать марсианскую базу от остальных адских созданий. Попутно нам обрисовывают сложившуюся ситуацию. Но протагонист не тратит времени на разговоры, отвечая на монологи собеседника разбитыми мониторами и динамиками.

Ярость и неудержимость наполняет неизвестного бойца точно так же, как игрока наполняет адреналин во время яростных схваток. Мы двигаемся вперед, исследуем хитросплетения уровней и уничтожаем все, что шевелится. Мотивация проста — уничтожить адское отродье и закрыть портал. Если попутно нужно что-то переключить, перезапустить или разрушить — то это выполняется с характерным остервенением пи помощи смачного пинка или удара по нужному прибору.

Протагонист — типичный брутальный герой старой закалки, который не тратит время на размышления, выражая позицию при помощи кулаков и оружия. Причем этот его характер неплохо раскрывается при полной молчаливости. И по ходу игры образ дополняется информацией о сущности самого героя, выстраивая еще более суровый образ.

Список других действующих лиц ограничен аж двумя персонами, которые тоже выделяются яркими образами, хотя и появляются на сцене редко. Сам сюжет до банального прост, но связывает все уровни некоей единой линией. Да игра и не про сюжет. Ключевое в DOOM — это стрельба и брутальные разборки с монстрами.

Прочувствовать основные прелести игры дают почти сразу, выдавая дробовик без необходимости перезарядки и спуская на нас толпы монстров в рамках определенных арен, ограниченных внутренними интерьерами или элементами ландшафта. Монстры активно прыгают вокруг и швыряют фаерболы, а те что помедленнее, поливают огнем из оружия. Поначалу все это весело и забавно. Напористость врагов заставляет двигаться и превращать их в кровавое месиво близкими выстрелами из дробовика, не забывая применять зрелищные добивания. Сложность постоянно растет за счет количественного и качественного роста врагов. Расширяется и наш арсенал. Уровни-арены становятся сложнее по архитектуре. В итоге сложность повышается настолько, что начинается настоящее выживание, где от вас требуется максимальная отдача.

В игре широкий набор оружия, но оно открывается постепенно. Зато каждое уникально, у каждого есть свои преимущества. Что-то лучше на ближней дистанции, что-то эффективнее на дальней. Дополнительно открываются альтернативные режимы. К примеру, дробовик может стрелять гранатами или делать три обычных выстрела подряд. Быстрое сочетание разных режимов огня и разного типа оружия играет важную роль, ведь мелкие и крупные монстры требуют разного подхода и разной тактики в бою.

Выглядит все оружие серьезно, а эффект от него еще серьезнее. Многие монстры хоть и отличаются толстокожестью, но охотно разлетаются на ошметки после критического выстрела. Сразу чувствуешь, что в руках что-то солидное. Максимум эффективности обеспечивает легендарная пушка BFG 9000. Она стреляет сгустком энергии, который разрывает на куски всех на линии огня, устраивая настоящее шоу из кровавых ошметков.

При этом DOOM сохраняет тонкий баланс. BFG 9000 не является безальтернативным вариантом — боеприпасов мало, стрельба идет медленно, зона воздействия поражения ограничена. Вообще эту пушку лучше не тратить почем зря, а беречь до самых тяжелых боев и схваток с боссами. Скорострельная винтовка может быть хороша против крупных скоплений простых врагов, но ее припасы расходятся крайне быстро. Ракетница мощная, но требует точного попадания или времени на автонаведение в альтернативном режиме.

Стрельбу отлично дополняет система добиваний. Любого противника можно временно оглушить, изрядно потрепав его здоровье. В этот момент обмякшая туша подсветится ярким цветом, и нам останется только подбежать и нажать кнопку взаимодействий, чтобы оторвать монстру какую-то конечность или голову. Приемы разнообразны, кровавы и эффектны: герой ломает ноги, отрывает руки и бьет ими по морде, сносит головы и давит их ногой после прыжка. В зависимости от того, на какую часть туши наведен прицел, выполнится определенный кровавый прием.

Каждый истерзанный монстр оставит после себя небольшой бонус для пополнения здоровья. Если же закончатся патроны (что бывает частенько), то на помощь придет бензопила, которой можно разделать тушку монстра на половинки и заработать боеприпасы.

Такие способы восполнения являются частью боевого баланса. Это выручает в крайних ситуациях, но и заставляет быть еще стремительнее. Возможность добивания вынуждает как-то рассчитывать свои действия и не удаляться далеко от потенциальной жертвы. А если здоровье на критическом уровне, то концентрация усилий на одном монстре-здоровяке позволит довести его до нужной кондиции и подлечиться, оторвав ему конечность.

Игра вообще не располагает к тому, чтобы стоять на месте, целясь в монстров. Двигаться нужно постоянно, не останавливаясь ни на мгновение, уклоняясь от когтей и выстрелов. Стоит замешкаться, и вы станете легкой добычей.

Противники обладают разной специализацией. Есть мелкие и шустрые бесы, есть крупные демоны, которые устраивают пробежки с желанием вас растоптать, есть летающие демоны с ракетными установками и плюющиеся огнем шарообразные монстры. У каждого свой алгоритм поведения, поэтому действия их можно предугадать и уйти от удара или выстрела. Где-то вы пользуетесь неповоротливостью врага, где-то паузами между выстрелами. У некоторых есть определенная инерционность, им требуется время, чтобы сконцентрироваться на цели. На деле, конечно, все происходит намного быстрее, чем кажется по описанию. Так что от вас требуется хорошая реакция, чтобы быстро отвечать на изменении боевой ситуации, не забывая при этом о необходимости постоянного движения.

В начале игры можно столкнуться с демонами, выступающими в роли мини-боссов. Но спустя какое-то время на вас начнут натравливать по несколько таких тварей при поддержке других монстров. Настоящие зубодробительные боссы появятся на последних этапах игры, зато какие! Быстрые, огромные и швыряющиеся огнем или плазмой. Чтобы одолеть их, придется выложиться по полной программе.

По мере продвижения вперед игровые уровни становятся сложнее, в них появляется больше ответвлений и каких-то проходов, они расширяются в высоту. Приходится лавировать в лабиринте коридоров или между колонн, не забывая прыгать на уступы и какие-то подъемы. Где-то могут быть расставлены трамплины, подкидывающие вверх, чтобы быстрее перенестись на высокие позиции.

В DOOM продуманная система прокачки. У каждого оружия есть несколько апгрейдов альтернативных режимов стрельбы и главное улучшение, которое открывается после выполнения определенного боевого задания. Есть улучшения для бронекостюма и руны с бонусами. Увеличить здоровье, броню или объем боеприпасов позволяют особые аргент-ячейки. Но чтобы получить очки, позволяющие открыть те или иные апгрейды, нужно внимательно изучать уровни в поисках секретов и заодно выполнять испытания, которые предлагаются на каждом уровне. Последние могут состоять в том, чтобы убить определенное число монстров одним способом или нечто подобное. Есть порталы, которые переносят на отдельные арены, где вы проходите специальные испытания, что заработать новый бонус к своим навыкам. На таких аренах задания еще сложнее, вас жестко ограничивают в оружии и времени.

В дополнение к сюжетной кампании игра предлагает мультиплеер и инструментарий для создания своих уровней. В редакторе Snapmap можно создавать разные карты для одиночного и совместного прохождения, сразу делиться ими с сообществом игроков и выбирать самые популярные. Это хороший повод провести дополнительное время в игре, испытывая свои боевые навыки на новых картах.

Мультиплеер еще динамичнее одиночной игры, ведь вы можете схлестнуться с реальными игроками. Набор сетевых режимов почти стандартный — командный бой, каждый против каждого и разные варианты контроля ключевых точек. Уровни не отличаются большими размерами, но их разветвленная структура дает свободу для маневров.

Чтобы убить противника, требуется длинная очередь или несколько метких попаданий из мощного оружия. Есть деление на классы, но можно создавать свои раскладки оружия. Причем самый первый профиль предлагает нам сыграть с ракетницей, и это оружие, наверное, самое неоднозначное, поскольку ее убойность нивелируется сложностью точного попадания. Многое зависит от совместных действий команды. Если игроки держаться друг друга и помогают, то есть шанс получить преимущество. Также нужно быстро собирать любые предметы пополнения здоровья и боеприпасов, которое появляются на уровнях.

Бои стремительные и короткие. По темпу перестрелок игра напоминает схватки в Unreal, но в более тесных рамках и без каких-то уникальных особенностей. Скорее, тут уместна аналогия с Serious Sam 3. Основная «фишка» — возможность сыграть демоном. Но в целом, нет ничего такого, чтобы могло бы увлечь надолго.

В визуальном плане игра радует сочными эффектами, особенно во время стрельбы. Лучше всего в DOOM выглядят внутренние интерьеры с обилием бликов на металлических поверхностях и отражениях в кровавых лужах. Редкие марсианские пейзажи получились невзрачными. Адские виды отличаются высокой проработкой деталей, как и все крупные индустриальные локации.

Но при ближнем рассмотрении далеко не все поверхности могут похвастать высокой четкостью текстур. Не хватает им и фактурности и рельефности. Поэтому некоторые каменистые локации в новом DOOM внешне напоминают старые игры id Software, хотя новая игра использует свежий движок id Tech 6. Но это лишь отдельные придирки, которые общие впечатления не портят. В бою движок генерирует огромное количество кровавых фонтанов, куски плоти летят во все стороны, множество разнообразных искр. И даже темные уровни расцветают от обилия ярких всполохов, взрывов и фонтанов частиц.

DOOM не только выглядит брутально, но и звучит так же. Кровавое шоу подкрепляется тяжелой гитарной музыкой, которая отлично ложится на рев и клокотание монстров. Все это дополняет хлюпанье и хруст во время расправ над адскими созданиями. К плюсам стоит отнести и полную русскую озвучку.

Новый DOOM является отличным шутером старой школы с органичными нововведениями, которые делают игру интереснее и зрелищнее. Жестокие расправы над монстрами отлично дополняют стрельбу и являются важной частью базовой механики, позволяя восполняться прямо в процессе кровавых разборок. Хитрая система прокачки стимулирует к поискам секретов на запутанных уровнях. Есть некая однотипность в общей игровой структуре с использованием одних и тех же приемов: нас выпускают на арену и спускают стаю монстров, заставляя вертеться между ними как волчок. Но постоянный рост сложности и расширение арсенала делают каждый бой напряженнее и ярче. В итоге мы имеем яростный динамичный шутер, к которому с удовольствием можно вернуться для повторного прохождения. Наличие редактора и пользовательских карт продлит знакомство с игрой. А сетевые схватки дополнят впечатления, хотя мультиплеер надолго не увлечет.